baner

шестой

Журнал

За безопасность вместе

bezopasnost2017

god nauki

 

Интернет ресурсы

2
6
psu.by
ispolkom
ngmk
itnota
4
novedu.by
ngpk
abiturient.by
152

В ПОМОЩЬ ВЫБОРА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Углубленное изучение определенного набора предметов моделирует мышление будущего профессионала еще в школе, способствует личностному росту, да и профессиональная перспектива видится таким ученикам яснее.

При планировании выбора факультативных занятий, профиля обучения и профессионального маршрута можно воспользоваться таблицей, в которой просматривается связь учебных предметов, профилей и профессий.

Профиль

обучения

Ведущие предметы

Профессия

Физико-

математический

Физика

Математика

Фундаментальная и

прикладная математика и физика,

инженерные специальности: механика, конструирование, радиотехника,

электроника, геодезия, агроинженерия, транспорт, строительство и др.

Естественно-научный

(химико-

биологический)

Химия

Биология

Физика

География

Химическая технология,

экология и природопользование,

агрономия, ветеринарная медицина,

агрохимия, медицина, лесное дело,

фармация, психология и др.

Гуманитарный

Русский язык

Русская литература

Белорусский язык

Белорусская литература

История

Лингвистика, филология,

издательское дело, редактирование,

реклама и связи с общественностью,

история, регионоведение,

библиотечно-информационная деятельность, журналистика, социология, архиоведение,

перевод и переводоведение и др.

Социально-

экономический

Математика

История

Обществоведение

Экономика, юриспруденция, маркетинг,

логистика, коммерция, менеджмент,

реклама и связи с общественностью,

управление персоналом, история, архиоведение, музеология, политология, социальная работа, государственное и муниципальное управление, издательское дело, культурология, туризм,

гостиничное дело и др.

Информационно-технологический

Физика

Математика

Информатика

Радиотехника, электроника,

информационные технологии,

прикладная информатика, логистика,

компьютерная безопасность и др.

Художественно-эстетический

Мировая художественная культура

Литература

Искусство

Искусство, культурология, музеология,

искусствоведение, дизайн и др.

для психологаКак не впасть в «осеннюю депрессию»?

  Вот и наступила осень, лето позади,  небо затягивают наводящие тоску и      оцепенение   плотные тучи. Все предпосылки для  возникновения осенней  депрессии     есть, но как же её избежать? Вот семь совсем простых ответов на  этот вопрос!

 Способ первый

 Нужно наброситься на дела. Наверняка за время летнего «расслабления» их накопилось   немало и на учебе (работе), и дома. Вот и разберите наконец-то завал на столе или     вообще займитесь генеральной уборкой, созидательная энергия всегда идёт на пользу, к   тому же не зря говорят «каково на дому, таково и самому».

Способ второй

Влюбитесь! И самая противная погода нипочём, если рядом с Вами у зажжённого камина с бокалом вина дорогой человек…

Способ третий

Если для Вас самое главное в летнем сезоне купание и загорание, то запишитесь в бассейн. И Ваше лето протянется всю зиму!

Способ четвёртый

Очень раздражает то, что на улицах становится холодно и приходится наряжаться в тёплую одежду? Мало что поможет это изменить, но вот несколько обновок к осенне-зимнему сезону обязательно порадуют, главное, чтобы они были ярких, летних цветов.

Способ пятый

Осенью и зимой так не хочется просыпаться по утрам, вокруг такая темень, солнца нет…

Зажгите свет по всей квартире! А если холодно, включите обогреватель! Душевное (а следовательно, и физическое) здоровье дороже, хватит экономить киловатты!

Способ шестой

Больше двигайтесь, это помогает не впасть в депрессию. Занятия спортом следует предпочесть лежанию на диване перед телевизором

Способ седьмой

Встречайтесь с друзьями! Например, устройте вечеринку в стиле посещённой этим летом страны. У Вас наверняка остались сувениры, фотографии, ими можно украсить квартиру! Друзей можно попросить захватить с собой купальники, тогда и надувной бассейн, привезённый с дачи, не будет зря пылиться на антресолях, его вполне можно разместить посреди комнаты! В общем, фантазируйте, верните лето ещё на один день в эти выходные, потом ещё на денёк в следующие, а там, глядишь, и понравится, втянетесь в процесс и впадать в депрессию будет просто некогда!

                                                    Педагог – психолог              А.С. Воробьёва


ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

- Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

- Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;

- Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов;

- Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;

- Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!;

- Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;

- Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал;

- Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ПЛАНИРУЯ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ, ПОЛЕЗНО ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

- От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

- Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

- Какие учебные предметы у вас любимые?

- Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

- О какой работе вы мечтаете?

- Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

- Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

- Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

- Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

- Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

- Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

- С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

- И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

- Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

- По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

- Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

- Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

- Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

- Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

- Какова продолжительность обучения?

- Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

- Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?П

- Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

 - Адрес учебного заведения и его полное название?

КАК БЫСТРО ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ – ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

Не всех нас природа одарила блестящей памятью. Чтобы исправить эту несправедливость, многие изощряются, как только могут, придумывая собственные способы запоминания информации. Но немногие из них эффективны. Существуют более действенные методы для запоминания информации, о которых мы и поговорим в этой статье.  Для того чтобы укрепить память, записывайте на бумаге план или краткий конспект материала, который необходимо запомнить. Для тех, у кого хорошо работает зрительная и слуховая память, достаточно будет просто прочитать или прослушать информацию. Каждый человек индивидуален по своей сути. Следовательно, и запоминает информацию каждый из нас по-разному. Для начала следует понять, какой тип памяти у вас развит лучше всего, а уже затем приступать к запоминанию информации.

Итак, чтобы укрепить память необходимо научиться понимать работу памяти, ее механизмы. Во-первых, существует два типа запоминания: произвольное и непроизвольное. Ярчайшим примером непроизвольного запоминания может стать назойливый рекламный слоган, который так и крутится в голове, или фраза из песни. Произвольное запоминание приходит на помощь тогда, когда необходимо запомнить какую-то конкретную информацию. В свою очередь, оно делится на механическое (обыкновенная зубрежка) и логическое (осмысление запоминаемой информации). Для того чтобы запомнить информацию важно учитывать самый главный критерий запоминания – понимать то, что запоминаешь. При осмыслении информация плотно входит в память. В данном случае у вас появляется возможность запоминать в несколько раз больше информации, чем при зубрежке, а также сэкономить свое время.

Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективной, по мнению большинства, считается мнемоника или мнемоническая техника. Мнемотехника (в переводе с греч. – искусство запоминания) представляет собой совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации, а также увеличивают объем памяти с помощью ассоциативных связей. Мнемотехника появилась во времена, когда человеку еще не было знакомо письмо. С помощью мнемотехник жрецы и шаманы могли запоминать астрономический объем информации. Способность запоминать информацию ценилась во все времена. Одним и наиболее известных мнемонистов был Джордано Бруно. Он написал немало книг о мнемотехниках, одна из которых называется «О тенях идей».

Рассмотрим несколько приемов мнемотехники:

Прием 1: Рифмуйте информацию

Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму. К примеру: «кое, либо, то, нибудь — тире ставить не забудь, а частицы бы, ли, же – пишут давно раздельно уже».

Прием 2: Формируйте фразы из первых букв информации

Ярким примером такого приема служит последовательность цветов в спектре: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова означает определенный цвет: К – красный, О –оранжевый, Ж – желтый и т.д.

Прием 3: Метод связки

Данный прием мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит) и т.д.

Прием 4: Метод зацепок

Этот прием заключается в замене цифр на предметы. Например, 0 – баранка, 1 – карандаш, 2 – змея и т.д.

Прием 5: Метод Цицерона

Данный мнемонический прием предполагает представление предметов, которые необходимо запомнить, в знакомой для вас обстановке. Например, вспомните свою комнату, где вам все хорошо знакомо, и расположите предметы в ней на определенных местах. Для того чтобы вспомнить информацию, вам достаточно будет вновь вспомнить свою комнату с расположенными в ней предметами.

 Мнемоника – это целая учебная дисциплина со своей совокупностью приемов запоминания информации. Отдельно взятые приемы мнемотехники малоэффективны. Поэтому для укрепления памяти рекомендуется использовать несколько приемов. 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ С ЗАНИЖЕННОЙ И ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ

Рекомендации учащимся с заниженной самооценкой

Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон.

Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают.

Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог (ла) их добиться.

Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.

Упражнения по коррекции заниженной самооценки:

Составь список своих слабых сторон.

Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.

Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.

Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

Рекомендации учащимся при завышенной самооценке

Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».

Получив отказ в просьбе о чем-либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то что помешало этому.

Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

Упражнения по коррекции завышенной самооценки:

Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.

Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.

Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.

Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

Десять правил успеха

Первое. Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

Второе. Помни: нет безвыходных положений, кроме смерти. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.

Третье. Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему — тебе станет значительно лучше.

Четвертое. Относись к другим людям так, как хотелось бы чтобы другие люди относились к тебе.

Пятое. Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами.

Шестое. Верь в Его Величество Случай и знай: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришел. Знай: если, прожив день, ты не сделал ни одного доброго дела или за день не узнал ничего нового — день прожит напрасно.

Седьмое. Самое ценное в нашей жизни — здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

Восьмое. Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

Девятое. Анализируйте каждый прожитый день — учиться лучше всего на собственных ошибках.

           Десятое. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач — оптимизм.  

Ещё статьи...

  1. Живем без стресса