baner

шестой

Журнал

За безопасность вместе

bezopasnost2017

god nauki

 

Интернет ресурсы

2
6
psu.by
ispolkom
ngmk
itnota
4
novedu.by
ngpk
abiturient.by
152

5a00e60bbde4

5a00e6

5a00e60bb9532

5a00e60b

5a00e60bb

 

1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых и постоянно сравнивают.

Подробнее...

Суицид, или проще говоря, самоубийство, не сама приятная тема для чтения и разговоров. Но в переходном возрасте настроение и ощущения себя у подростка очень нестабильно. А особо хитрые дети даже играют на нервах родителей, запираясь в комнате с криком «я больше так жить не смогу, я сейчас…!». 

Подробнее...

 

Советы родителям первоклассников

25b3afa48d7

Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: "Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего". Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро», – и собирайтесь в школу без суеты.

а) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.

б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!» Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: 4 урока по 35 минут.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего, делается на благо вашего ребенка.


Ещё 12 советов родителям первоклассников

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими людьми - семьей.

25b3afa48f

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» - отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но - личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в школу. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные - проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы - очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.


Родительские правила

Не досадуйте на себя, не падайте духом. Ставьте для себя реальные цели и стремитесь к ним.

Нет ничего страшного, что вы не образцовый родитель. Образцовых, идеальных родителей не бывает! Главное, что вы стараетесь совершенствовать свое родительское мастерство.

Добрые отношения с ребенком прежде всего. Все, что вы говорите ребенку должно исходить из вашей любви к нему. Если вы раздражены, то все, что вы будете говорить ему, он, скорее всего, не услышит. В первую очередь он считает ваше раздражение (мимика, жест, интонация, даже тембр голоса), и ответит именно на него.

Дайте ребенку как можно больше радости. Как можно больше вашего положительного внимания. Радость это и необходимость, и питание, и лекарство. Всю радость, какая только в вас есть – перелейте в ребенка. Радостью, любовью ребенка вы не испортите.

Будьте искренни. Сердитесь на ребенка – скажите ему об этом. Неприятности на работе – расскажите о них. Радость у ваших друзей – поделитесь с ним. Хочется подумать, поработать, побыть одному – скажите об этом. И сколько бы лет не было вашему ребенку – искренние слова он примет в себя. И уж если вы хотите, чтобы в будущем ваш ребенок разговаривал с вами, делился своими проблемами и радостями – дайте ему именно это и отпечатать в общении с вами.

Как можно меньше слов в повелительном наклонении. Вместо них можно сказать – я прошу …, мне хочется, чтобы …, давай вместе подумаем и решим, …, мне не нравится, …. Повелительное наклонение должно быть оставлено на крайний случай. И в этом крайнем случае указание, запрет должны соблюдаться неукоснительно. Иначе ребенок перестает их слышать и воспринимать.

Не злость, а печаль. Постарайтесь не раздражаться, а печалиться при нежелательном поведении вашего ребенка. Злость, скорее всего, вызовет страх или ответную злость. И то, и другое не конструктивно. Родительская печаль находит отклик в сердце ребенка, помогает ему правильно оценить свои поступки.

Помогайте младшему решать, не решай за него. Задавайте вопросы, ставьте ребенка в состояние выбора. Не отвечайте на них сами, пусть младший сам приходит к решению. Будьте повивальной бабкой его нравственных решений. Не поступков, не действий, а решений. А уж как он станет делать и как действовать – пусть на этот раз будет его воля.

Обсуждается только поступок и результат поступка. Не стоит хвалить ребенка за правильный поступок. Лучше отметить: «Смотри, как хорошо у тебя получилось». Не какой ты хороший, а как хорошо ты сделал. Отметить результат действия и само действие, но ни в коем случае не ребенка. Личность, сам ребенок не оценивается и не судится.

Истинная радость, как и истинная печаль, тиха. Если эмоции бьют через край, лучше повременить, переждать.

Обретите молчание. «Когда хочется наговорить другому неприятностей – войдите в режим молчания. Молчание - непрекращающаяся беседа с Богом. Либо с совестью»

Нельзя наказанием бороться с самим ребенком. Пусть наказание приводит в порядок его душу.

Если наказывать ребенка за неприятное нам свойство или проявления характера, они в нем не изживутся. При этом у ребенка может появиться страх. Ориентиром на правильное действие будет для него порядок, уклад дома, в котором он живет. Он должен видеть, что нарушение этого уклада всегда строго наказуемо. При этом одинаково наказуемы и дети, и взрослые, независимо от чина и возраста.

В отношениях между родителями и детьми наказание часто присутствует как внутренняя борьба родителя с неугодным, непослушным ребенком. А в борьбе все средства вольно или невольно начинают быть хороши, человек перестает себя контролировать. Для него становится центральной задачей подавить противника.

Наказание ребенка должно быть наказанием за поступок, чтобы при этом из ребенка выскочило желание подобных поступков. Наказывается неправильное действие. А правильное наоборот – удерживается, подкрепляется каким-нибудь положительным вознаграждением.

Держите слово: не обещайте напрасно, обещанное исполните.

Правило это относится к неправде отношений с нашими детьми. Держать слово - значит исполнить сказанное. Здесь речь идет о простоте исполнения того, что обещано, ибо ребенок прост в общении со взрослыми и по своей детской простоте слово обещанного воспринимается им так, как оно было произнесено.

Не говорите, как не надо делать, скажите сразу, как надо.

Если часто говорить ребенку, что он плохой, он не будет знать, что значит быть добрым и, сам того не замечая, будет становиться или оставаться злым или лукавым.

Если ребенок взялся что-то сделать, значит в нем есть желание делать. Поддержите в нем это желание и затем подскажите или покажите, как сделать лучше. В то, как будет он делать, не вмешивайтесь, пока не обратится за помощью.

Когда взрослые говорят ребенку, как он плох или как он плохо что-либо делает, в его внутренней кладовой образов возникает образ не правильного действия, а совсем наоборот. Ребенок остается в неведении – что же такое «правильное»? Ведь родители не говорят, что это значит.

Сеять зерна – это значит сеять правильное действие. А сеять плевелы – постоянно говорить о том, что плохо, указывать ребенку на то, что он плохой.

Помогите младшему в оценке самого себя.

Подайте ребенку пример правильных действий и спросите его, так ли он поступал. Приведите пример неправильных действий и спросите, видит ли он в своих поступках похожее.

В данном правиле мы сохраняем для ребенка возможность его собственной активности относительно самого себя. Нередко родители вместо этого «клеймят» детей. Они оценивают ребенка и требуют от него принять это «родительское внушение». Поскольку дети вынуждены терпеть своих родителей, они принимают родительские негативные установки относительно самих себя и таким образом внутренне в этом закрепляются.

И наоборот, если родители имеют опыт исполнения этого правила, ребенок постоянно находится в преобразующей деятельности внутри самого себя. Он над собой трудится. Родители дают материал для этого труда, дают те примеры, те образы, благодаря которым ребенок выходил бы на правильное действие, что-то бы отсекал, что-то бы принимал, чем-то поступался.


 Вопросы, интересующие родителей первоклассников и не только 

 0ae3b8e7c

Вопрос 1: Как объяснить ребенку, что в определенных ситуациях со взрослыми нельзя вести себя как с «равными», а необходимо относиться к ним с уважением и понимать границу дозволенного.  

Ответ: Ваши взаимоотношения с ребенком уже приобрели статус «на равных». Видимо ваши действия были где-то неправильными. Поэтому ваша задача не пытаться сразу переделывать своего ребенка, а пересмотреть, что вам в своем поведении необходимо исправить, чтобы ваш ребенок стал меняться.

Во-первых, требования родителей по отношению к ребенку должны быть одинаковыми (наедине вы сможете разобраться, кто из вас прав или неправ, но у ребенка четко должно формироваться представление, что если родители сказали, значит - это не обсуждается).

Во-вторых, учить ребенка соблюдать границы дозволенного (пресекать неправильное поведение, попросить сделать или сказать правильно, т.е. закреплять новые формы поведения).

В-третьих, учить собственным примером. Ваше отношение к своим родителям и другим людям учит ребенка правильно выстраивать взаимоотношения с людьми, ребенок начинает подражать вам.

 Помните, что воспитание должно быть строгим, но по-доброму.


Вопрос 2: Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе.  

Ответ:На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничанье (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

- ориентировка в окружающем;

- запас знаний;

- развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);

- развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.);

- развитие произвольного внимания.

Мотивационная готовность к школе включает в себя:

- внутреннюю мотивацию, т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).


 Вопрос 3: Разрешение противоречий, возникающих между требованиями взрослого и желаниями ребенка.  

Ответ: Чтобы ребенок выполнял требования взрослых, они должны быть обоснованы и посильны ему. Зная, что чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положительное к ним отношение.

Потребовав что-либо от ребенка, надо непременно проследить, как он это выполнит. Тогда у него войдет в привычку обязательно выполнять требования взрослых.

Требования к ребенку не должны меняться в зависимости от настроения близких, или того, кто их предъявляет. Различные требования одного и того же лица или несогласованность, отсутствие единства в требованиях и воспитательных приемах у разных членов семьи дезорганизуют ребенка. В таких случаях у него не могут быть выработаны определенные навыки поведения и ожидать от него послушания не приходится. Иногда даже вследствие такой несогласованности у ребенка могут возникнуть нервозность, повышенная раздражительность, упрямство.

С желаниями ребенка обязательно надо считаться. Если же вопреки его желанию необходимо выполнить то или другое требование, следует объяснить ребенку, почему это необходимо.

Учитывая большое влияние чувств на поведение ребенка, надо обязательно поощрять и хвалить его, когда он поступает правильно, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно.


Вопрос 4: Моя раздражительность во время выполнения домашнего задания.  

Ответ: Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.

Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит - родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию?

Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.

1) Выполнение распорядка дня

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.

Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

2) Распределение заданий по степени сложности

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

3) Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.

Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и ребенком, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

4) Сначала проверить то, что выполнено правильно

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как ребенок решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5) Не следует разрешать ребенку сидеть за уроками весь вечер напролет

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно встретиться с педагогом.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

- Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

- Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

- У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

- Ребенок не в состоянии справиться с большим объемом задания.

6) Помощь при заучивании информации из учебника

Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, ребенок будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.

Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

7) Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.


Вопрос 5: Раздражительность, непослушание, эмоциональные трудности.  


Вопрос 6: Ребенок боится оставаться один. Как решить эту проблему?  

Ответ: Что делать, если ребенок боится оставаться дома один, пусть даже и на короткое время? В чем причина? Как помочь ему справиться с «непонятным» страхом?

Часто в основе подобного страха лежит низкая самооценка ребенка. Для детей присутствие любящих родителей кажется более прочным укрытием, чем все двери с хитрыми замками. Когда взрослые уходят, ребенок чувствует себя одиноким и беззащитным. Всякое ослабление надежно укутывающего родительского защитного поля вызывает у ребенка тревогу. Ему начинает казаться, что он родителям не нужен, что в любой момент его могут бросить. Особенно подвержены этому дети с бурным воображением.

Не ругайте ребенка, не ставьте ему условий, не обвиняйте его, однако будьте последовательны. От вас потребуется терпение, и оно будет вознаграждено. Помните: если ребенок растет в семье, где его любят, то подобные страхи быстро сойдут на нет.

Правила грамотной разлуки:

Детские страхи очень стойкие, но если тактика выбрана правильная и родители терпеливы, то и избавление от страхов не за горами. Итак...

- Уходя из дома, расскажите ребенку, куда и зачем идете, когда планируете вернуться. Обязательно предупредите, что можете опоздать, и назначьте время для телефонного звонка. Постарайтесь выполнить намеченное. Помните, что ребенок постоянно следит за временем.

- Если уж решили уйти, не оставляйте ребенку надежды, что можете передумать. Ваши колебания только усилят его страх. Будьте ласковы, но очень тверды в своем решении и поведении.

- Не заставляйте ребенка в ваше отсутствие ложиться спать. Лучше оставьте сыну-дочке интересное занятие, книгу, кинофильм, чтобы он мог скоротать время вашего отсутствия.

- Ни в коем случае не высмеивайте и не стыдите ребенка - это ухудшит его состояние, но не избавит от страхов.

- Не обсуждайте страх ребенка по телефону с родственниками и знакомыми, не проявляйте озабоченности. Чувствительный, эмоциональный ребенок может подумать, что он болен тяжелой болезнью.

- По возвращении не забывайте принести какое-нибудь угощение или подарочек. Вспомните, как вам самим в детстве было приятно, когда родители приносили из гостей кусочек торта или конфетку. Это говорит о том, что о ребенке не забывают.

- Ни в коем случае не потакайте детским страхам.

- Ограничьте ребенку просмотр телевизионных передач о катастрофах, убийствах и авариях. Эмоциональные дети склонны примерять все ужасы к своей семье.


Вопрос 7: Медлительность в учебном процессе.  

Ответ:Попробуем разобраться, что делать с медлительностью ребенка. Взрослым важно помнить, что «замедленный» ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны превратить его в невротика, но не «ускорить» его действия. С неторопливым ребенком играют в игры, способствующие повышению его активности, но в доступном для ребенка темпе. Можно познакомить своего «копушу» с понятием времени и учить его распределять все дела, выделять главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Важно также приучить ребенка к соблюдению режима дня, который поможет ему создать ощущение постоянства, к которому он так стремится.

Вовлечение нерасторопного ребенка в игры соревновательного типа заранее обречено на неудачу. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить за успехи, которые он может сравнить со своими прошлыми результатами или действиями взрослого: «Сегодня это получилось у тебя быстрее и лучше, чем вчера», «Вот ты уже научился быстро кушать, как я» и т.д. Сравнение успехов ребенка с успехами других детей болезненно для медлительного ученика.

Медлительным детям требуется постоянное внимание со стороны взрослых, ненавязчивая помощь мамы или папы, их участие и сочувствие. Эти дети, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность, что все в результате получится хорошо. Иногда флегматичный ребенок не может приступить к какому-либо делу из-за опасения неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он наверняка сделает все сам. Для него важнее всего ощущение уверенности в том, что он не один, что он получит поощрение и поддержку.

Наказания и одергивания ребенка могут привести только к отказу от выполнения любых действий. Раздражение со стороны более активного, нетерпеливого взрослого может привести к хроническим конфликтам, страданиям ребенка, неврозам. Такому ребенку кажется, что его недостаточно любят. А самые сильные опасения у детей - страх быть покинутым и страх потери любви близких ему людей. У медлительного ребенка страхи выражены (иногда очень сильно) из-за его неуверенности.

Так как медлительный ребенок боится любых перемен и всего нового, то поступление в школу сделают его еще более уязвимым. Он тяжело переживает свои неудачи. Важно, чтобы родители уделили больше внимания периоду адаптации такого ребенка в детских учреждениях, предупредили учителей и воспитателей об особенностях своего ребенка, а иногда и защитили его от наказаний и унижений с их стороны. В некоторых случаях следует искать не престижную школу, а тактичного и вдумчивого учителя.

Воспитательные приемы.

Что делать с медлительностью ребенка. Научите ребенка следить за часами. Как только дети узнают в первом или втором классе, как определять время, становится проще убедить их делать все своевременно. Нужно научить ребенка определять время по часам, затем проверить вместе правильность определения, и после этого он будет лучше понимать, к какому времени надо что-то сделать.

Прерывайте ребенка лишь в том случае, когда это необходимо. Когда ребенок сопротивляется тому, что его прерывают, мы ошибочно называем это «копанием». Вместо того, чтобы внезапно прерывать занятие ребенка, заранее предупредите его так, чтобы он был готов к перемене деятельности. Например, вы можете сказать: «Через пять минут пора выключать телевизор и идти ужинать».

Хвалите ребенка за быстроту и эффективность. Родители должны говорить: «Вот хорошо!», когда ребенок делает что-то быстро. К тому времени, когда ребенку исполняется 9-10 лет, он понимает значение того, как быть организованным, и тогда вы можете начать хвалить его и за это. Некоторые дети хорошо реагируют, когда вы говорите: «Отлично задумано!» Выражайте положительные эмоции. Ребенок, который еле передвигает ноги, может действительно получать от родителей больше внимания за медлительность, чем за эффективное исполнение заданий.

Внимание, уделяемое ребенку, может быть негативным или позитивным. Дети реагируют не на характер внимания, а скорее на его интенсивность. Иными словами, если вы скажете: «Смотри-ка, ты пришел домой вовремя», это всего «троечка» по шкале внимания (хотя и позитивного). Однако если вы кричите на ребенка: «Мне надоело, что ты всегда опаздываешь!»,- это уже «восьмерка» по шкале внимания (хотя на этот раз негативного). Вот почему так важно выражать много позитивного внимания.

Мы принимаем массу решений за наших детей, и в результате они часто чувствуют себя беспомощными. Если происходят частые стычки, когда словно испытывается, чья воля одержит верх - ваша или ребенка, подумайте о том, может ли он принимать решения самостоятельно в других сферах жизни. Если он решил, что какое-то конкретное дело ему не по душе, может быть, будет лучше позволить ему отказаться от него, чем принуждать продолжать работу. Выясните, может быть, вашему ребенку непонятно, что он должен делать. Сделайте ваши пожелания абсолютно ясными для него. С более старшим ребенком вы можете вместе написать расписание на неделю. Таким образом, и вы сами, и ваш ребенок будете точно знать, когда нужно выполнить какое-то задание.

Что еще делать с медлительностью ребенка. Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прикрепляется и тогда, когда вы делаете такие заявления: «Ты никогда не бываешь готов вовремя», «Ты всегда опаздываешь». Такие штампы закрепляются. Вместо этого обращайтесь с ребенком так, словно вы знаете, что он все сделает правильно и будет вовремя там, где нужно.

Давайте только одно указание за один раз. Не превращайте свои просьбы в длинный монолог. Сделайте короткое и ясное заявление: «Пойди и возьми свои ботинки. Затем вернись ко мне, и я скажу, что делать дальше».

Устанавливайте визуальный контакт. У некоторых детей развивается «иммунитет» на указания, которые издалека выкрикивают родители. Нужно, чтобы сначала вы подозвали ребенка или сами подошли к нему, вместо того, чтобы кричать на весь дом. Посмотрите ему прямо в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой.

Угомонитесь сами. Родителям следует критически оценить то, какой ритм жизни они выбрали для себя. Вы работаете слишком много? Вы принадлежите к типу «личность»? Вы все время спешите? Если дело обстоит именно так, считайте медлительность своего ребенка сигналом того, что вам следует замедлить ритм собственной жизни.


Вопрос 8: Обидчивость, и как научить ребенка не обижаться и не обращать внимания на мелкие обиды и мелочи жизни?  

Ответ:Обида - отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения партнеров по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость. Обидчивость - свойство личности, характеризуемое склонностью к частому переживанию чувства обиды.

Преодолеть обидчивость – непростая задача.

Взрослым, имеющим дело с обидчивыми детьми, можно посоветовать по возможности избегать оценок и сравнений. Это необходимо для того, чтобы преодолеть свойственное обидчивым людям восприятие других людей не как равных партнеров, а как конкурентов, соперников и потенциальных обидчиков. В тоже время необходимо демонстрировать уважение и доброжелательность вне зависимости от успехов и достижений. Тогда ребенок будет избавлен от необходимости постоянно самоутверждаться и доказывать свое превосходство.

Важно также показать ребенку, что оценка и отношение к нему других людей не могут являться единственной основой его самооценки. Ведь на самом деле окружающие люди вовсе не сосредоточены на его персоне и не имеют основной целью задеть его самолюбие. Другие люди существуют в мире своих интересов, желаний и дел. Надо постараться отвлечь ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих, переключать его на другие занятия, учить получать удовольствие не только от результата и оценки его деятельности, но и от самого процесса игры, творчества, обучения – особенно совместного.

Такие занятия дают возможность обидчивому ребенку видеть в сверстниках друзей и партнеров, помогают научиться не только обижаться, но и сочувствовать, сопереживать, умение радоваться чужим успехам, быть внимательным к другим людям – их настроению и поведению. На серьезном психологическом языке это называется «формирование эмоциональной децентрации, снижение агрессивности, развитие чувства собственного достоинства и умение адекватно взаимодействовать с окружающими».

Чем раньше взрослый распознает повышенную обидчивость у ребенка и поможет ее преодолеть, тем благоприятнее прогноз на будущее. Дети постарше и подростки могут сами приложить усилия к преодолению своей обидчивости.

Важно не мстить обидчику и не пытаться с помощью манипуляций заставить его изменить свое отношение и поведение. В первую очередь следует менять собственные реакции. Если же действия обидчика действительно являются оскорбительными, лучше прямо сообщить о своих чувствах и попробовать конструктивно разрешить назревающий конфликт.

Целенаправленная работа над собой по преодолению обидчивости может принести хорошие результаты: повысится настроение и самооценка, улучшатся отношения с другими людьми, появится возможность получать удовольствие от общения и разнообразных интересных занятий.


Вопрос 9: Непонимание друг друга.

Ответ:Что можно посоветовать родителям в ситуации, когда они с детьми не понимают друг друга, когда взаимоотношения не складываются?

Прежде всего, уважаемые родители, помните, наладить и улучшить ваши взаимные отношения с собственным ребенком вам помогут:

- взаимопонимание и терпение;

- проявление искренней заинтересованности;

- личный пример в поведении.

Если вы заметили, что ваш ребенок: испуган, встревожен, недоверчив; страдает от одиночества; не может поделиться своими проблемами; не умеет контролировать свое поведение; считает, что его недооценивают – какого бы возраста он ни был, вы должны помочь ему справиться со своими проблемами.

Для этого придерживайтесь следующих правил:

1. Любите своего ребенка и демонстрируйте ему это.

2. Обнимайте ребенка несколько раз в день.

3. Формируйте у своего ребенка высокую самооценку.

4. Воспитывайте в своем ребенке самостоятельность и независимость.

5. Хвалите и поощряйте своего ребенка как можно чаще

Многие родители испытывают затруднения в общении с ребенком, особенно на откровенные, интимные темы. В таких случаях дети и родители отдаляются друг от друга все больше и больше, отчуждение и недопонимание растут.

Предлагаю несколько советов родителям, которые помогут им наладить доверительные отношения со своим ребенком:

1. Как можно больше общайтесь со своим ребенком.

2. Рассказывайте о себе и о своих делах.

3. Выслушивайте до конца, что хочет вам рассказать ребенок.

4. Если вам трудно выбрать тему для разговора, начните с самой простой для вас обоих: новости, спорт, события в школе.

5. Старайтесь ужинать вместе как можно чаще.

6. Старайтесь говорить со своим ребенком хотя бы раз в день.

7. Знайте всех его друзей и по возможности познакомьтесь с их родителями.

8. Узнайте как можно больше обо всех его учителях.

9. Будьте в курсе, какой именно учебный материал он проходит сейчас в школе.

10. Присутствуйте на родительских собраниях – это хороший способ познакомиться с другими родителями.

11. Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Хорошо, если в семье стараются выбрать время и организовать семейные чтения художественной, научно-популярной литературы, различных жизненных историй публицистического плана по вопросам нравственно-полового воспитания, формирования навыков здорового образа жизни, профилактики ВИЧ, ИППП, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и т.п. Можно совместно обсудить просмотренный фильм или телепередачу.

Такие совместные чтения и обсуждения помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему поведению и здоровью.

Родителям рекомендуется собрать домашнюю библиотечку с лучшими образцами детской литературы, в первую очередь, классической, а также современных произведений, детских энциклопедий и т.д.

Лучше заранее наметить время и место, где соберется вся семья для чтения. Это может быть большой диван, ковер, круглый стол и т.п. Заранее планируется, какое произведение или книга будет сегодня прочитана или обсуждена.

Чтение и обсуждение прочитанного не должно превратиться в назидания и упреки.

Художественное слово само дойдет до сознания ребенка, лучше после прочтения произведения поинтересоваться мнением детей о персонажах, проанализировать причины их поступков и предложить помочь им справиться с проблемами.

Обсуждение произведений может быть сведено к формулировке правил или кодекса, касающихся взаимоотношений между членами семьи, между взрослыми и детьми, между сверстниками; здорового образа жизни.

Вот один из примеров.

Семейный кодекс здоровья.

1. Каждый день начинаем с зарядки.

2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.

3. Берем холодную воду в друзья.

4. В школу, на работу – пешком в быстром темпе.

5. Лифт – наш враг.

6. Будем щедрыми на улыбку – никогда не унываем!

7. При встрече желаем друг другу здоровья (здравствуй!).

8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!

9. Ничего не жевать, сидя у телевизора!

10. В отпуск и выходные – только вместе!


Вопрос 10: Как сделать, чтобы ребенок слышал и слушал?  

Ответ:Многие из нас, родителей, сталкиваются с одной и той же набившей оскомину проблемой: в один прекрасный день, наш милый замечательный ребенок перестает нас понимать. И ведь видим, что слышит нашу просьбу, но, как бы, так... издалека слышит и не реагирует на нее. И приходится повторять и повторять просьбу, вплоть до приказа: сделай!

Тогда мы получаем обратную реакцию и очень быстро: первичную - слезы и обиженный (якобы незаслуженно) взгляд «ты меня не любишь», вторичную - каждую нашу просьбу теперь приходится доводить до уровня приказа, иначе ребенок «не слышит» ее.

Научить ребенка слушать нас совсем не сложно, но это требует огромного терпения с нашей стороны. Просто надо говорить «глаза в глаза», если ребенок не хочет СЛУШАТЬ. Присесть на корточки или взять ребенка на руки и сказать то, что вы хотите, тогда ребенок вас услышит! Бесконечные повторы, просьбы могут не понадобиться, а если вдруг ситуация повторится, то и ваша реакция должна быть такой же до тех пор, пока ваш ребенок не научится вас слушать. Учить ребенка реагировать на ваши слова вы можете только так. Иначе: крик и приказы, которые очень скоро тоже перестанут действовать. Ребенок просто к ним привыкнет и не будет на них реагировать или сам начнет говорить с вами на повышенных тонах.


Вопрос 11: Как научить ребенка быть внимательным?  

Ответ:Часто родители расстраиваются, видя, что их ребенок рассеян и не может выполнить простейших, казалось бы, поручений. То, что ему сказали, он постоянно забывает и не может ни на чем сосредоточиться. В большинстве случаев нет причин для волнений. Неумение первоклашек сосредоточиться объясняется в большей степени несозревшей нервной системой.

Существует несколько правил, которыми вы можете воспользоваться для того, чтобы научить ребенка концентрировать внимание.

- Давайте указания, соответствующие уровню развития ребенка.

- Указания и замечания должны быть ясными и понятными ребенку. Если фраза звучит подобно компьютерной терминологии, она может отключить все замечание в целом.

- Давайте по одному заданию, в крайнем случае по два. Думайте о мозге ребенка, как о компьютере, в котором запас памяти ограничен до тех пор, пока жизненный опыт не расширит его.

- Создайте такую окружающую обстановку, которая бы помогала концентрировать внимание.

- Ограничьте время просмотра телепередач. Эксперты считают, что чрезмерное количество телевизионных программ, рекламы, видео и компьютерных игр может замедлить развитие способности контролировать внимание в целом. Поощряйте интерес к игрушкам, головоломкам, книгам и различным творческим развивающим играм.

- Ваш личный пример – важный фактор в развитии способностей ребенка. Покажите ребенку, как можно научиться сосредоточиться. Например, вы можете сказать: «Нам нужно купить много продуктов в магазине, поэтому лучше заранее дома составить список необходимого. Тогда мы ничего не забудем купить».

- Поощряйте ребенка, независимо от того, насколько успешны его действия.


Вопрос 12: Взаимопонимание между родителями и детьми.  

Ответ:Научиться убирать противоречия и находить взаимопонимание между родителями и детьми - наука и искусство. Не всегда родители помнят, что ответственность за овладение ими несут именно они.

Причина непонимания во взаимоотношениях - недостаточное или, так сказать, некачественное внимание, которое уделяется ребенку. И каждый родитель может привести множество доводов в свое оправдание: нагрузка на работе, неизбежность «уличного» воспитания, которое трудно поддается контролю, в конце концов, куда смотрят учителя в школе… Тем не менее мы ставим перед собой задачу искать не оправдания, а пути решения. Главная задача и ответственность родителей - научить ребенка жить, взаимодействовать с окружающим миром. Естественное удовлетворение физических потребностей в еде и одежде далеко не единственное, хотя и важно. Кроме того, сразу оговорим: если ребенка воспитывает один родитель, это не значит, что он не сможет дать ему полноценное воспитание. Главное - осознать это как возможность роста для себя и ответственность перед ним, младшим. Важно передать ребенку ощущение полноты и щедрости окружающего мира, а также научить ставить и достигать цели, маленькие и большие. Родителями не рождаются, родителями становятся, не нужно бояться того, что этому придется учиться.

Родители могут сказать: «Рассуждать каждый умеет… Что делать, если ребенок не слышит того, что ему говорят?». Как брать нужный настрой на взаимодействие с ребенком?

Рассмотрим взаимодействие родители-дети с точки зрения не только психологии, но и энергии.

Энергетика человека, его мысли, слова создают вокруг него определенное биополе. Оно может быть разрушительное и созидательное, сильное и слабое. Это зависит в основном от сознания человека. Знает человек об этом или нет, но энергия играет важную роль при взаимодействии людей. Энергетическая связь родители-ребенок очень тесная и мощная. Между ними должен происходить взаимообмен энергиями. Если родители добровольно не дают эту энергию (мало уделяют внимания, не дают энергию любви), дети берут ее сами, это закон самосохранения. Они просто «вампирят» через привлечение к себе внимания, пытаются разозлить, выводят родителей и учителей из себя, всячески «вырывают» их из зоны комфорта. Дети получают свое, как умеют, часто вредя себе.

Когда ребенку дается жизнь, в него и в его родителей закладываются энергии любви, благодарности, уважения. Задача родителей - помочь раскрыть этот кладезь энергии внутри ребенка, создать условия для пробуждения позитивной энергии. Если условия негативные, то и энергия пробуждается негативная. Если в доме царят уважение, доверие, любовь, такая же энергия пробуждается и в ребенке, становится доминантной при общении ребенка с окружающим миром. Если в доме преобладают недоверие, обиды, агрессия, такая же энергия пробуждается в ребенке, он ею «пахнет». Он и ведет себя соответствующим образом, по-другому не может. Ему сложно жить, и с ним нелегко.

Энергию не видно, но ее можно ощутить. И родители, учителя хорошо ее чувствуют.

У посторонних людей нет кровных связей друг с другом. У родителей и детей эти связи прочнее, они более остро чувствуют как любовь, так и нелюбовь. Поэтому так ценна любовь родителей и так больно ранят проявления нелюбви.

Для того чтобы ребенок вас слышал, он должен доверять вам. Тогда энергия идет от сердца к сердцу. Для этого необходимо создать комфортную атмосферу общения. Очень важно не отождествлять личность ребенка и его проблему (разбил чашку - недотепа), в том числе на уровне языковых оборотов. Не «ребенок лентяй», не «он такой глупый, двоечник» - а «он не смог справиться с ленью». И родители верят, что ребенок победит свои недостатки - лень, неряшливость, др.

Позитивная модель взаимоотношений в семье - это комфортная жизнь сейчас, это будущее ваше и ваших детей. В это стоит вкладывать время и силы. У родителя всегда есть возможности для расположения ребенка и обретения его доверия. Это либо энергетическая притягательность - любовь, душевное тепло в доме, либо интеллектуальный потенциал (мудрый родитель - учитель P CLASS=и друг). Взрослые, дело за вами!

С уважением педагог-психолог Воробьёва А.С.

«Рекомендации родителям по адаптации пятиклассников»

В первую очередь хочу поздравить Вас, дорогие родители, Ваши дети успешно перешли из младшей школы в среднее звено. Теперь их называют уже не младшие школьники, а младшие подростки.

Это сложный возраст, хоть и не такой острый, как подростковый, но младший подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. От нас – педагогов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет с этими трудностями справиться.

Итак, опишем психологический портрет – специфические особенности нашего пятиклассника.

1. Появление чувства взрослости:

-стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.

-постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

2. У большинства детей начинается физиологическая перестройка организма:

-импульсивность, частая и порой необъяснимая смена настроения, упрямство, агрессивность. Обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.

-потребность в постоянной поддержке и принятии.

3. Психологические изменения:

-развитие теоретического мышления, логической памяти.

умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.

Кроме возрастных изменений, в жизни ребенка происходят и внешние изменения:

-новая школа

-новые учителя,

-новые предметы,

-новые требования и нормы поведения.

Конечно, пятикласснику, попавшему в такие условия, необходима наша помощь и повышенное внимание.

Не удивляйтесь, если в первое время появятся изменения в поведении и психике ребенка:

•Возрастает тревожность;

•Снижается работоспособность;

•Повышается робость или напортив «развязность»;

•Проявление неорганизованности и забывчивости.

•Иногда нарушается сон, аппетит

Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

Помощь родителей в период адаптации

Для удобства выделим две основные задачи адаптации пятиклассника: научился организовывать свой труд и общаться со сверстниками.

Разберем первую задачу – научить трудиться.

Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции. Как заинтересовать ребенка предметом? Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную литературу, запишите ребенка в секцию. Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее ему будет заниматься. Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеучебные.

Никогда не обсуждайте с ребёнком учителей, необходимо формировать положительное отношение к школе.

Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается , не делайте его за него, а делайте вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно.

Важно: отметки в дневнике – результат за работу. Обязательно внушайте детям, что «2» можно исправить, задание выучить. Для этого — сесть вместе с ребёнком, взять учебник, почитать правила, проговорить вслух, повторить формулы, составить конспект. И так, каждый день, пока эти правила работы с учебным материалом не войдут в привычку. Необходимо учить работать над уроками сейчас, иначе к 8 классу материал будет запущен, и не будет сформирована привычка к систематическим занятиям.

Как помочь решить вторую задачу – научить общаться?

Успешное общение с одноклассниками во многом зависит от самооценки ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что к нему относятся враждебно.

Важнейшее условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, не смотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Обязательное познакомьтесь с его одноклассниками и организуйте общение ребят после школы.

Недопустимо запугивание, критика в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость, что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.

Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Педагог – психолог     Воробьёва Алеся Сергеевна

Правила безопасности в сети Интернет

Прежде чем позволять своим детям выходить в Интернет без вашего контроля, составьте вместе с ними правила, которых они должны будут придерживаться.

Подробнее...