baner

шестой

Журнал

За безопасность вместе

bezopasnost2017

god nauki

 

Интернет ресурсы

2
6
psu.by
ispolkom
ngmk
itnota
4
novedu.by
ngpk
abiturient.by
152

Советы учителя-дефектолога

 Как научить ребёнка читать

chtenieМногим родителям не терпится начать обучение детей чтению. Если уж терпеть невмоготу, то, уважаемые мамы и папы, чтобы не наделать трудноисправимых ошибок, прочитайте советы учителя-дефектолога.

Нарушение чтения у детей распространяется как на способы овладения этим навыком, так и на темп чтения, и на понимание прочитанного.

Перечислим основные признаки нарушения чтения:

 • «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове, неоднократные повторения их в процессе чтения;

 • пропуски, добавления или перестановка букв;

 • «прочитывание» неправильных окончаний слов;

 • побуквенное угадывающее чтение вместо плавного слогового;

 • трудности осмысления и пересказа прочитанного.

 Эти трудности в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова. В результате чего, происходит смешение акустически сходных звуков, что делает неполноценными звуковой анализ и синтез. По этой причине ребёнку не удаётся  воссоздать правильную и точную звуковую форму слова. За буквой нет четкого звукового образа, она не ассоциируется с определенным звуком.

 Для преодоления описанных трудностей можно использовать упражнения:

 1. Выделение заданного звука в звуковом ряду («Хлопни, если услышишь звук [м]»).

 2. Выделение заданного звука в слоговом ряду.

 3. Выделение заданного звука в словах.

 4. Повторение пар слов со смешиваемыми в произношении звуками: кот – год, том – дом, миска – мишка, дочка – точка.

 5. Повторение слоговых рядов со смешиваемыми в произношении звуками (2-3 слога): па-ба-па, ка-га-ка, са-ша-са, ма-мя-ма и др. Для данного задания необходимо подбирать в пары звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие, переднеязычные и заднеязычные звуки. При этом произносить слоги (слова) необходимо «за экраном», т.е. прикрыв рот ладошкой, картонкой и др., чтобы ребенок не читал звук с органов артикуляции, а воспринимал его на слух.

 6. Выделение первого/последнего звука в слове, определение последовательности звуков в слове («Назови звуки по порядку»).

 7. Определение местонахождения заданного звука в слове (в начале, середине или конце слова).

 8. Соединение заданных звуков в слово.

 На следующем этапе обучения чтению начинаем формировать стабильный графический образ буквы. Для этого можно использовать следующие приемы:

 • обведение букв по трафарету, шаблону;

 • ощупывание картонных букв с закрытыми глазами;

 • выкладывание контура буквы из палочек, спичек, семечками, ниточками, проволокой, пластилином с обязательной фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, в каком количестве;

 • «написание» букв в воздухе;

 • нахождение недостающих элементов буквы («буква сломалась»);

 • демонстрация букв в разном положении (упала, вверх ногами);

 • нахождение букв в геометрических фигурах;

 • поиски букв, наложенных друг на друга;

 • конструирование букв из предложенных элементов (овала, полуовала, длинной и короткой палочек);

 • реконструирование букв (из буквы П можно сделать букву Н или И);

 • определение букв, которые можно выложить из двух (Т, Г, Х, Л) или из трех палочек (И, А, П, Н, К);

 • придумывание слов на заданную букву.

 Следующий этап обучения чтению – чтение слогов. Методически правильно читать вначале открытые слоги (МА, ПА), а затем закрытые (АМ, АП). Более сложным заданием будет чтение слогов со стечением согласных букв (СТА, МНА, КРА). В качестве закрепления целесообразно использовать слоговые таблицы, при работе с которой ребенку можно предложить следующие задания:

 • прочитать слоги по горизонтали и вертикали (в строчку и в столбик);

 • найти и показать заданный слог;

 • придумать слова на заданный слог;

 • определить первый слог в названном слове и найти его в таблице.

 Только проделав такую большую предварительную работу, можно приступать к чтению слов.

 Для отработки скорости чтения целесообразно выполнять задания:

 1. Чтение «с буксиром» (взрослый читает текст, ребенок вместе с ним, при увеличении темпа чтения взрослым, это же делает и ребенок).

 2. «Жужжащее чтение» (на протяжении 1-5 минут ребенок читает текст в полголоса, можно на скорость – кто больше прочитает за это время).

 3. Многократное чтение:

 • чтение отрывка за 1 минуту – отметить, сколько прочитали;

 • повторное чтение за 1 минуту – отметить, сколько прочитали;

 • повторное чтение за 1 минуту – отметить, до какого места прочитали;

 • чтение этого отрывка в темпе скороговорки без интонации;

 • выразительное чтение этого отрывка с переходом на новую часть текста.

 Следует отметить, что самое важное в процессе формирования навыков чтения – это поддержание интереса и желания детей к данному процессу. Что же можно сделать в домашних условиях, чтобы стимулировать процесс чтения? Пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках; дарите детям книги, причем такие, которые «захватят» ребенка; читайте детям на ночь; обсуждайте с ребенком содержание прочитанной книги; вместе с малышом ищите в книгах ответы на различные вопросы. Превращайте совместный поход в книжный магазин в настоящий семейный праздник!

Консультацию подготовила: учитель-дефектолог Клинова Татьяна Николаевна.