baner

шестой

Журнал

За безопасность вместе

bezopasnost2017

god nauki

 

Интернет ресурсы

2
6
psu.by
ispolkom
ngmk
itnota
4
novedu.by
ngpk
abiturient.by
152

1

 

Как  запомнить словарные слова

   Словарный диктант – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать. Прежде всего следует сказать, что запоминание словарных слов – это работа и ребёнка, и взрослого.

  Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить первое правило педагогики, на котором основаны все методики: системность и ещё раз системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слово – лёгкое или трудное, короткое или длинное, независимо от того, какого возраста или роста ребёнок. Этот алгоритм действует всегда!

АЛГОРИТМ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

(информация для взрослых).

 ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Это необходимо! Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание.

 ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали.

 ОДНОВРЕМЕННО ПИСАТЬ И ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВАРНОЕ СЛОВО (дома на бумаге, желательно цветным фломастером или карандашом, в классе – на доске). Так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей: визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух).

 ЗАПИСИ ПО ПАМЯТИ.

 ПРОВЕРИТЬ ПО ОБРАЗЦУ. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом ещё раз прописать слово, проговаривая его.

СПОСОБЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ.

 Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене. Кроме того, существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания словарных слов.

  ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВА ПО СЕТКЕ.

Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.

     В   О   К   З  А   Л

 Через некоторое время стереть буквы. Задача ребёнка назвать буквы, можно вразброс.

 «Устный кроссворд».

Предложите ребёнку узнать слова. Вы называете определение, а ребёнок называет слово и записывает его. При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения слова с акустическим образом слова.

 «Древнерусское письмо».

Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение поможет вам в игровой форме проверить то, как ребёнок их запомнил. Предложите написать слова под диктовку, но только согласными (вы диктуете слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например: еоие (велосипед), прфсср (профессор).

 Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется.

Часто в качестве домашнего задания ребёнку предлагается выучить слова целым списком, и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объема. В этом случае можно воспользоваться «методом Цицерона». После того, как ребёнок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите расставить слова по комнате. Например, в углу комнаты – концерт, на диване – гости в костюмах, посреди – озеро, на полке – стакан, под столом – берлога. Через некоторое время (1час – 1,5 часа) пройдите по комнате вместе с ребенком и «соберите» слова, проговаривая их орфографически.

Чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребёнка в непомерно тяжёлый труд, ему необходима помощь родителя или учителя. Но помните, ему нужен не только наставник, но и партнёр по игре!

 

Подготовила: учитель-дефектолог   Клинова Татьяна Николаевна