baner

шестой

Журнал

За безопасность вместе

bezopasnost2017

god nauki

 

Интернет ресурсы

2
6
psu.by
ispolkom
ngmk
itnota
4
novedu.by
ngpk
abiturient.by
152


devochka

С целью профилактики нарушений устной и письменной речи родителям следует обратить внимание на следующие направления:

Развитие фонематических процессов

Формируйте у ребёнка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

 Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.

·         Произнесите ряд слов и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

·         Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребёнка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

·         Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

·         Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

·         Произнесите ряд слов и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, косилка, косынка).

·         Предложите ребёнку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребёнка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребёнка.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий (их можно выполнять, например, на прогулке):

1. «Сосчитай, сколько слов в предложениях».

Например: «Мама моет посуду».

«Петя пьет вкусный сок».

«Папа едет на работу».

Назови первое и последнее слово в предложении.

2. «Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д».

3. «Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом)». Например: «Ваза стоит на столе».

4. «Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу». Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. «Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова». Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и другие. Можно использовать любые длинные слова.

6. «Доскажи слог, чтобы получилось слово». Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

7. «Сосчитай сколько слогов в словах».  Например: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыплёнок (слова с тремя слогами).

8. «Назови первый звук в словах». Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.

9. «Назови последний звук в словах». В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребёнок должен произнести именно звук, а не букву!

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребёнку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребёнок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)?».

12. «Рассыпушки». Ребёнку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Развитие зрительно-пространственных представлений.

1. «Найди спрятанное». Предложите ребёнку найти спрятанный Вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2. Попросите ребёнка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание:попросите показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3. На улице можно предложить ребёнку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например:

 «Машина стоит около дома».

«Автобус едет справа от девочки».

«Цветы растут слева от дерева».

4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребёнка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5. Предложите ребёнку сложить по образцу какой -либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?» На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребёнок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

8. «Что изменилось?» Разложите перед ребёнком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развитие мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения ребёнком навыком письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребёнка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребёнка к школе.

Пример игры: «Апельсин»

Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки,

Это долька для чижа,

Ну, а волку – кожура.

2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

3. Раскрашивание изображений и рисование.

4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

7. Лепка из пластилина и глины.

8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

10. Вышивание.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.

Успехов на пути к школьной жизни!

Консультацию подготовила: учитель-дефектолог

Клинова Татьяна Николаевна.

В Фаберлик я зарегистрировалась через этот сайт, а диеты для похудения беру отсюда