baner

шестой

Журнал

За безопасность вместе

bezopasnost2017

god nauki

 

Интернет ресурсы

2
6
psu.by
ispolkom
ngmk
itnota
4
novedu.by
ngpk
abiturient.by
152

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Учимся слышать звуки

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предла­гаются речевые игры и упраж­нения, которые Вы можете использовать дома при закреп­лении правильного произно­шения. Старайтесь как мож­но чаще побуждать ребёнка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать соб­ственное произношение. По­мните, что Ваша речь — обра­зец для ребёнка, поэтому она должна быть чёткой, внятной и выразительной. Не забывай­те следить за правильностью произнесения ребёнком закреп­ляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощ­рения, они —важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите лю­бые слова. Ребёнок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточ­ните, какое слово услышал ребёнок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправить­ся на кухню (в ванную, при­хожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдёт больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите ребёнку угадать разные предме­ты по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живёт» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правиль­ного произнесения слова.

«Исправляй-ка».Неправильно произнесите закрепляемый звук в слове и попросите ре­бёнка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Ана­логичное задание можно пред­ложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посорев­нуйтесь со своим ребёнком в придумывании слов с закреп­ляемым звуком.

«Мы артисты». Прогово­рите с ребёнком скороговор­ку, чистоговорку или корот­кое стихотворение с закреп­ляемым звуком несколько раз разными интонациями (удив­ленно, весело, грустно). За­крепляемый звук произноси­те чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». До­говоритесь с ребёнком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выпол­нить только те его просьбы, которые он произнесёт без ошибок.

Если ребёнок пропускает буквы

пропускает буквы

Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребёнком и учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» – «Да». – «Глазки видят?» – «Да». – «Тогда прочитай, что у тебя получилось!». Ребёнок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?

В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребёнка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребёнок должен осознать слово по всем этим параметрам.

Значит, пропуск букв может возникнуть, прежде всего, по следующим причинам:

- ребёнок первый раз слышит слово;

- ребёнок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;

- ребёнок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.

Иногда же ребёнок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:

- у ребёнка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;

- ребёнок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

Способствовать формированию образа слова можно при помощи нехитрых упражнений. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.

«Магазин»

Подбираем картинки определённых предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем «продаём» их, «рекламируя» по каждой букве:

а - ароматный;

м - маленькая;

р - рубиновый; 

б - большой;  

ш - шуршит;

у - укатить домой!; 

ь - мягкая шубка;

з – звонкий.

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребёнка.

«Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утёнок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет).

Особенно заметны результаты, если ребёнок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на чёткое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

«Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:

_тв_жн_й  М_ш_  б_ж_т  _т  м_ш_.

Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:

о_ _а_ _ый  _и_а  _е_и_  о_ _  ы_и.

Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

«Неудачный робот»

Перед началом работы распределяем роли. Ребёнок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определённую часть, отмечая пропущенное чёрточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи взрослый должен исходить из существующей проблемы: если ребёнок не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова - только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:

по_ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ де _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ ик

Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

«Волшебный диктант»

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «+», слова с гласной «е» – «!», а все остальные – «/».

Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так:

/ + / / + / !

Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.

С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

«Словесный мяч»

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобуссловоокно и т. д. Мы это упражнение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоём, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

Словесные цепочки

В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбузбузина – народродник – никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

«Бухгалтер»

Взрослый называет слова с одинаковым количеством букв. Ребёнок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определённую по счёту букву во всех словах. Например, взрослый говорит: «Дым, луг – вторая буква».

Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы взрослый попросил назвать третью букву, ребёнок  назвал  бы буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

«Матрёшки»

В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для игры потребуется 10 больших карточек (размер 10x18 см), на каждой из которых написано по 10 слов (в двух столбиках), 100 маленьких карточек (размер 1,5 х 8 см) со словами, которые являются частью слов с больших карточек.

Перед началом игры каждый играющий выбирает себе большую карточку или несколько больших карточек, если играющих меньше 10. Затем выбирается «говорун», который забирает себе все маленькие карточки. Он медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесённое слово есть в составе слова на чьей-либо карточке, игрок кричит: «Моё!» – и закрывает маленькой карточкой слово на большой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все слова на большой карточке. Примеры слов на большой карточке: гроза, посёлок, красивая, коса, плуг, электричество, стройка, перепёлка, грабёж, конус.

Примеры соответствующих слов на маленьких карточках: роза, осёл, ива, оса, луг, три, рой, ёлка, ёж, ус.

Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас, развивает зрительную память.

Примечание: в упрощённом варианте это упражнение может выглядеть следующим образом. Напишите (напечатайте) на бумаге сложные слова, и пусть ребёнок найдёт все входящие в их состав короткие слова.

 

Специфика предложенных методов и приёмов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне языкового развития ребёнка, при работе в классе и дома, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение оказалось эффективным для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их недописывании, перестановке букв и слогов.

1

Работаем над дикцией

  Сейчас проблема нечёткой, невнятной речи ("как каша во рту") является достаточно распространённой, причём беспокоит этот вопрос людей самого разного возраста. Конечно, если Вы хотите добиться результата как можно быстрее, надо заниматься со специалистом. Но если такой возможности нет, Вы можете самостоятельно делать упражнения для улучшения дикции или заниматься с ребёнком. Делать эти упражнения можно только в том случае, если все звуки человек произносит правильно и беспокоит его именно нечёткая, "вялая" речь. Эффективность упражнений будет зависеть от регулярности Ваших занятий. Для выполнения упражнения Вам понадобится любой сборник скороговорок или пословиц.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

 проговорить скороговорку медленно, шёпотом, очень чётко артикулируя губами;

 проговорить скороговорку шёпотом, быстро, также очень чётко артикулируя;

 проговорить "сквозь зубы" (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

 проговорить скороговорку громко, медленно, очень чётко артикулируя;

 проговорить громко, как можно чётче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

 с вопросительной;

 весело;

 грустно;

 "запыхавшись" ("как будто бежали за автобусом").

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: "У САШИ шея и уши в саже. У Саши ШЕЯ и уши в саже. У Саши шея и УШИ в саже. У Саши шея и уши в САЖЕ".

Примеры  скороговорок:

1. А ещё у чудовища чудовищные щупальца.

2. Тщетно в роще рыщет хитрый волчище.

3. У Манечки вещички в ящичке.

4. Прячьте спички от Светочки.

5. Даша на даче решала задачи.

6. Час за часом сыч на часах.

7. Миша что-то шепчет Маше.

8. У Саши шея и уши в саже.

9.  Есть ли уши у ужа?

10. Уж и ужонок ужинали в луже.

11. Отважный Миша бежит от мыши.

12. Зоя бежит за бумажным змеем.

13.Не спеши, Саша, путешествовать по шоссе.

14.Шашист Сашка сшиб шапкой шашку.

15. У Саши на суше уши суше.

16. Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

17. В Сашином лукошке шесть кошек.

18. Боря добр и бодр.

19. Враги - у рва в овраге.

20.У Марка на парте контурная карта.

21. Валера и Клара не любят рекламу.

22. Орёл укрыл крылом орлёнка.

23. – Прост ли дрозд? – Дрозд не прост.

24. Подогрей, сорока, солянку и посоли, да не сори.

 

Подготовила: учитель-дефектолог Клинова Т.Н. 

С целью профилактики нарушений устной и письменной речи родителям следует обратить внимание на следующие направления:

Развитие фонематических процессов

Формируйте у ребёнка способность к различению на слух всех звуков речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью.

Подробнее...

Большая часть человечества – «праворукие» люди и только 5-12% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают: «леворукость» – индивидуальный вариант нормы.

Подробнее...