baner

шестой

Журнал

За безопасность вместе

bezopasnost2017

god nauki

 

Интернет ресурсы

2
6
psu.by
ispolkom
ngmk
itnota
4
novedu.by
ngpk
abiturient.by
152

И В ЖУРНАЛЕ И В ГАЗЕТЕ ПРОЧИТАЕШЬ ВСЕ НА СВЕТЕ

  Список периодических изданий, получаемых библиотекой в 2017 году для учителей

 

ЖУРНАЛЫ

1. Адукацыя і выхаванне

2. Бібліятэка прапануе (с электронным приложением)

3. Библиотека предлагает

4. Веснік адукацыі

5. Выхаванне і дадатковая адукацыя

6. Германия

7. Деятельность классного руководителя

8. Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ

9. Здаровы лад жыцця (с электронным приложением)

10. Народная асвета

11. Пачатковае навучанне (с электронным приложением)

12. Пачаткова школа (с электронным приложением)

13. Педагогическая мастерская

14. Праздник в школе

15. Роднае слова

16. Современное образование Витебщины

17. Школьному психологу и социальному педагогу

   ГАЗЕТЫ

   1. Витебские вести

   2. Домой

   3. Знамя юности

   4. Настаўнiцкая газета

   5. Республика

   6. Советская Белоруссия

555

 

  


 

Библиотека – педагогическому работнику

Новинки методической литературы, поступившие в школьную библиотеку

Ковальчук, Т.А.

Человек и мир в 3 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения  /  Т.А. Ковальчук. – Минск: Нац. ин-т образования , 2014. – 208 с.

В учебно-методическом пособии раскрываются научно-методические основы проектирования образовательного процесса на уроках «Человек и мир» в 3 классе. Основная часть пособия содержит конкретные методические рекомендации к урокам и экскурсиям по предмету в контексте личностно-деятельного, проблемно-исследовательского и других подходов, а также с позиции здоровьесберегающей стратегии образования.

Тухолко, Л.Л

Геометрия в 8 классе:учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.Л. Тухолко, В.В. Шлыков. – Минск: Нац. ин-т образования, 2013. – 156 с.: ил.

  Книга содержит методические рекомендации по изучению курса геометрии в 8 классе и составлена в соответствии со структурой учебного пособия «Геометрия 8» (автор В.В. Шлыков). В конце методического пособия приведено примерное тематическое планирование, а также примерное поурочное  планирование задачного материала.Адресуется учителям учреждений общего среднего образования.

Английский язык в 8 классе:  учеб.-метод.  пособие  для  учителей учреждений  общ.  сред.  образования  с  белорус.  и  рус.  яз.  обучения: (с электронным приложением)/ Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск: Выш. шк, 2013. – 230 с. + 1 электрон.-опт. Диск.

Является составной частью учебно-методического комплекса «Английский язык. 8 класс». Включает методические рекомендации и поурочное планирование. Электронное приложение содержит звуковое пособие (стихи, рифмовки, песни, тексты) и раздаточные материалы.

Биология в 11 классе:учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения/ С.С. Маглыш [и др.]; под. ред. С.С. Маглыш. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. – 204 с.

    Учебно-методическее пособие полностью соответствует учебной программе по биологии  11-го класса.

  Планы-конспекты уроков, разработки которых имеются в пособии, разнообразны, содержат элементы разных педагогических технологий. Предлагаются вопросы и задания как репродуктивного, так и творческого характера. В пособии содержится много таблиц, схем и рисунков, способствующих обеспечению наглядности учебного предмета.

Чеботаревская, Т.М.

Математика в 3 классе:учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения /  Т.М. Чеботаревская, В.В. Николаева. – 3-е изд., доп. и испр. – Минск: Нар. асвета, 2013. – 240 с. : ил.

В книге даются методические рекомендации учителям для работы с учебным пособием авторов Т. М. Чеботаревской, В. В. Николаевой«Математика, 3».

Бедулина, Г.Ф.

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения      подростков: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Г.Ф. Бедулина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2013. –

 В пособии представлены материалы по организации социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в учреждениях общего среднего образования.

Предназначено для педагогов учреждений общего среднего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи исоциально-педагогических учреждений. Будет также полезно лидерам детских и молодежных организаций, занимающихся вопросами профилактики девиантного поведения подростков.

Кадол, Ф.В.

Воспитание чести и личного достоинства школьников:пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Ф.В. Калод. – Минск: Нац. ин-т образования, 2013. – 216 с.

В пособии раскрываются научно-методические основывоспитания чести и личного достоинстваучащихся. Дается характеристика эмоционально-ценностных представлений о чести и личном достоинстве, освещаются проблемные, практические аспекты их воспитания. Представлено информационно-методическое обеспечение процесса формирования чести  и личного достоинстваучащихся.

Адресуется педагогам учреждений общего среднего образования, может быть использовано преподавателями учреждений профессионально-технического, среднеспециального и высшего образования.

Якуба, С.М.

Беларуская мова  ў 3 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з рус. мовай навучання / С.М. Якуба. – 2-е выд., перапрац.– Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2013. – 168 с.

 Метадычныя рэкамендацыі да падручніка «Беларуская мова: 3 клас» (аўтары Валынец Т.М., Ратнікава І.Э., Роўда І.С., Шуба П.П.) дапамогуць настаўніку глыбей усвядоміць камунікатыўна-дзейнасную накіраванасць падручніка, які арыентуе на засваенне моўнага матэрыялу з мэтай фарміравання маўлення, развіцця ўсіх відаў маўленчай дзейнасці, выхавання нацыянальна свядомай асобы.

Гардзей, Н.М.

Беларуская мова  ў 9 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. і рус. мовамі навучання / Н.М. Гардзей, П.Л. Навіцкі, З.М. Тамашэвіч; пад. рэд. Н.М. Гардзей. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2013. – 192 с. 


Методическая литература для учителей  

Воспитательная работа

 1. Буткевич, В.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования /В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Мн.: НИО, 2011. – 224 с. – 1 экз.

 2. Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования /В.Т. Кабуш. – Мн.: НИО, 2012. – 184 с. – 1 экз.

 3. Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования /Н.К. Катович. – Мн.: НИО, 2011. – 208 с. – 1 экз.vosp

 4. Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования /А.С. Никончук и др.. – Мн.: НИО, 2011. – 184 с. – 1 экз.

 5. Луговцова, Е.И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов социальных учреждений общ. сред. образования /Е.И. Луговцова. – Мн.: НИО, 2012. – 192 с., ил. – 1 экз.

Начальная школа

1. Шкуратова, М.А. Изобразительное искусство в 1 классе: : учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения/М.А. Шкуратова, Ю.А. Новикова – Мн.: А і В, 2011. – 176 с., ил. – 1 экз.

 2. Свірыдзенка, В.І. Беларуская мова ў 2 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /В.І. Свірыдзенка. – Мн.: НІА, 2011. – 192 с.- 1 экз.

 3nach. Журба, А.Ф. Трудовое обучение во 2 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения/А.Ф. Журба – Мн.: А і В, 2011. – 176 с., ил. – 1 экз.

 4. Гуляева, Е.Г. Музыка в 4 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения/Е.Г. Гуляева – Мн.: А і В, 2011. – 64 с., ил. – 1 экз.

Математика, информатика, черчение

1. Алгебра в 9 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения/Е.П. Кузнецова и др. – Мн.: НИО, 2012. – 208 с., ил. – 1 экз.

 2. Латотин, Л.А. Математика в 6 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский, 5-е изд., перераб. – Мн.: Нар. асвета, 2011. – 215 с., ил. – 2 экз.

 3. Информатика в 7 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Г.А. Заборовский и др. – Мн.: Нар. асвета, 2011. – 104 с., ил. – 1 экз.

 4. Информатика в 8 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Е.Л. Миняйлова и др. – Мн.: А і В, 2011. – 120 с., ил.- 2 экз.

 5. Заборовский, Г.А. Информатика в 9 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Г.А. Заборовский, А.Е. Пупцев. – Мн.: А і В, 2011. – 112 с., ил. – 1 экз.

 6. Коренькова, А.С. Черчение в 9 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /А.С. Коренькова, И.Е. Августинович. – Мн.: НИО, 2011. – 128 с., ил. – 2 экз.

География, биология 

1. Пикулик, В.В. Начальный курс географии в 6 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /В.В. Пикулик. – Мн.: А і В, 2011. – 164 с., ил.- 1 экз.

 2. География материков и стран в 8 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Е.А. Зыль и др. – Мн.: А і В, 2011. – 159 с., ил. – 2 экз.

 3. Рящикова, В.А. Биология в 6 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /В.А. Рящикова. – Мн.: А і В, 2011. – 116 с., ил.- 1 экз.

 

История, обществоведение

1. История Средних веков в 6 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /В.А. Федосик и др.- Мн.: А і В, 2011. – 120 с.- 1 экз.

 2. Цемушаў, С.М. Гісторыя Беларусі ў 6 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /С.М. Цемушаў. – Мн.: А і В, 2011. – 144 с., іл. – 1 экз.

 3. Краснова, М.А. Гісторыя Беларусі у 7 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /М.А. Краснова, Ю.М. Бохан. – Мн.: А і В, 2011. – 160 с., іл. – 2 экз.

 4. Белазаровіч, В.а. Гісторыя беларусі ў 8 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /В.А. Белазаровіч. – Мн.: А і В, 2011. – 168 с., іл. – 2 экз.

 5. Гирина, В.Н. Обществоведение в 9 классе: : учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /В.Н. Гирина, Е.И. Снопкова, Е.И. Шалашкевич. – Мн.: А і В, 2011. – 204 с., ил.- 1 экз.

Беларуская мова і літаратура

1. Валочка, Г.М. Беларуская мова ў 7 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /Г.М. Валочка, С.А. Язерская. – Мн.: НІА, 2011. – 176 с.- 1 экз.

 2. Язерская, С.А. Беларуская мова ў 8 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання / С.А. Язерская. – Мн.: НІА, 2011. – 184 с.- 2 экз.

 3. Беларуская мова ў 10 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /Г.М. Валочка і інш. – Мн.: НІА, 2011. – 192 с.- 1 экз.

 4. Беларуская мова ў 11 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /Г.М. Валочка і інш. – Мн.: НІА, 2011. – 176 с.- 1 экз.

 5. Зелянко, В.У. Навучанне беларускай мове: лінгвакультуралагічны падыход. 10-11 класы: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /В.У. Зелянко. – Мн.: НІА, 2011. – 136 с.- 1 экз.

 6. Лявонава, П.І. Беларуская літаратура ў 8 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /П.І. Лявонава, В.І. Русілка, І.М. Слесарава. – Мн.: НІА, 2012. – 184 с.- 1 экз.

 7. Беларуская літаратура ў 10 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /З.П. Мельнікава і інш.; пад рэд. З.П. Мельнікавай, Г.М. Ішчанкі. – Мн.: НІА, 2011. – 192 с.- 1 экз.

 8. Беларуская літаратура ў 11 класе: вучэбна- метад. дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовай навучання /З.П. Мельнікава і інш. – Мн.: НІА, 2011. – 192 с.- 1 экз.

 9. Верціхоўская, М.І. Вывучэнне беларускай літаратуры ў 10-11 класе: дапаможнік для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з бел. і рус. мовамі навучання /М.І. Верціхоўская. – 2-е выд. – Мн.: А і В, 2012. – 240 с., іл. – 1 экз.

Русский язык и литература 

1. Русский язык в 6 классе: : учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Л.А. Мурина и др. – Мн.: НИО, 2011. – 144 с.- 1 экз.

 2. Русский язык в 7 классе: : учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Л.А. Мурина и др. – Мн.: НИО, 2011. – 152 с.- 2 экз.

 3. Петровская, Л.К. Русская литература в 7 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Л.К. Петровская. – Мн.: НИО, 2012. – 168 с.- 1 экз.

 4. Мушинская, Т.Ф. Русская литература в 8 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Т.Ф. Мушинская, Л.К. Петровская, С.Н. Каратай. – Мн.: НИО, 2011. – 152 с.- 2 экз.

 5. Царева, О.И. Русская литература в 9 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /О.И. Царева, Н.П. Капшан, В.А. Капцев. – Мн.: НИО, 2011. – 200 с.- 2 экз.

 6. Русская литература в 10 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /С.Н. Захарова. – Мн.: НИО, 2012.–208 с.- 1экз.

 7. Русская литература в 11 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /И.Н.Говзич; под ред. Н.И. Мищенчука, Т.Ф. Мушинской. – Мн.: НИО, 2012. – 216 с.- 1 экз.

Иностранный язык

1. Будько, А.Ф. Немецкий язык в 3 классе (с электронным приложением): учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /А.Ф. Будько, И.Ф. Урбанович. – Мн.: Выш шк., 2011. – 167 с. – 3 экз.

 2. Английский язык в 3 классе (с электронным приложением): учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Л.М. Лапицкая и др. – Мн.: Выш шк., 2011. – 239 с. – 1 экз.

 3. Юхнель, Н.В. Английский язык в 7 классе (с электронным приложением): учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Н.В. Юхнельи др. – Мн.: Выш шк., 2011. – 103 с. – 1 экз.

Изобразительное искусство, труд, ОБЖ

1. Касабуцкий, Н.И. Изобразительное искусство в 5 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения / учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /Н.И. Касабуцкий. – Мн.: А і В, 2011. – 132 с., ил. – 1 экз.

 2. Гузов, В.В. Уроки технического труда в 5 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /В.В. Гузов. – Мн.: НИО, 2011. – 120.- 1 экз.

 3. Столярова, С.И. Обслуживающий труд в 8 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения /С.И. Столярова, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2011. – 120 с. – 2 экз.

 4. Столярова, С.И. Уроки обслуживающего труда в 9 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения / С.И. Столярова, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2012. – 112 с. – 1 экз.

 5. Основы безопасности жизнедеятельности в 9 классе: учебно-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с бел. и рус. яз. обучения. – Мн.: НИО, 2011. – 184 с.- 2 экз. 

 

 
 Профориентационная работа

 prof


 

https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=-sTOKGEDWwc : видео – журнал КЕМ БЫТЬ 

Официальные сайты

1. Министерства образования Республики Беларусь: www.minedy.unibel.by

2. Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by

3. Национального института образования:www.adu.by

4. Академии последипломного образования: www.academy.edu.by

5. Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by

6. Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи: www.repom.edu.by

7. Информация о высших учебных заведениях Республики  Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: http://www.abiturient.by

 

Профориентация в Интернете

http://www.ht.ru/prof/map/map.html - Сайт МГУ «Профориентация»

http://marata43.spb.ru/professions/abc_professions.php - Описание профессий

http://trud.od.ua/61.html - Кем стать? Краткий словарь профессий.

http://www.effecton.ru/730.html - Тесты по профориентации.

http://list.np.by/sites/11-10 - Работа и заработок в Беларуси.

http://www.e-xecutive.ru/professions/ - Справочник профессий.

http://www.find-job.ru/ - Как выбрать профессию.  Тесты.

http://www.uhr.ru/index/find/prof - Профессии. Статьи.

http://www.delovie.ru/ - Центр труда и занятости «Перспектива».

http://www.rdwmedia.ru/articles/article1962.html - Работа для вас. Статьи.

http://marata43.spb.ru/content1.php - Профориентация. Образование. Занятость.

http://rcpom.edu.by/  - Республиканский Центр профориентации.

http://personal-als.ru/library/professions/ - Подбор персонала. Вакансии.

http://job.kosht.com/ - Банк вакансий и резюме Беларуси.

http://www.profigroup.by/ok/8_2007/ - Журнал «Отдел кадров»

http://www.date.by/job/searchvacancy.html?act=searchvacancy&v[vacancy_info]= Белорусский портал. Работа. Вакансии.

http://seminar.tut.by/ - учебные курсы в Беларуси.

http://www.rdw.by/ - Газета «Работа для вас».

http://jobs.tut.by/ - Популярные специальности / Вакансии по городам Беларуси.

http://www.praca.by/- Поиск работы, поиск сотрудников, рейтинг специальностей.


 
Proforientaciua
Proforientaciua2
Proforientaciua3
Proforientaciua4
Proforientaciua5
Proforientaciua6
Proforientaciua7
Proforientaciua8
 

Родительское собрание

«Книга — друг и спутник ребёнка. Организация домашнего чтения»

Современный мир предлагает детям новые источники информации. Большинство свободного времени они проводят за компьютером или телевизором. Книга в жизни ребёнка отходит всё больше и больше на задний план, теряет свою актуальность. Задача семьи и школы — поднять авторитет книги у детей, помочь им не утратить интерес к чтению, повышать его.

Предложенный сценарий родительского собрания показывает, как в непринуждённой форме, через воздействие на чувства и эмоции дать рекомендации, заинтересовать, помочь организовать самостоятельное чтение и не оттолкнуть от книги ребёнка. Многие из предложенных в сценарии рекомендаций, советов, форм и методов работы с успехом используются учителями начальных классов на уроках, находят отклик у родителей и детей при организации домашнего чтения. Это даёт надежду на то, что книга станет постоянным спутником и верным другом и помощником детей.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей; помочь осознать значение книги в умственном, нравственном и эстетическом воспитании; повышать педагогическую культуру родителей, их ответственность за воспитание детей.

Оборудование:альбомы для рисования, цветные карандаши для детей; набор «сказочных» вещей, костюмы и принадлежности для инсценировки сказок; книги из домашней библиотеки для выставки; «ковёр-самолёт»; памятки для родителей; книги для вручения детям; инвентарь для подвижных игр; записи песни «Маленькая страна», песен из мультфильмов.

Ход собрания

Организационный момент.

Участники входят в класс под мелодию песни «Маленькая страна», рассаживаются. Учитель обращает внимание на эпиграф, знакомит с темой и целями родительского собрания.

Блиц-опрос для родителей(дети в это время рисуют своих родителей в виде сказочных героев).

• Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?

• Сколько времени он проводит за чтением?

• Читает ли он дополнительную литературу?

• Принято ли в вашей семье читать вслух?

• Как вы себя ведёте, когда ребёнок читает?

Выступление учителя.

— Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие.

Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле вам помогут:

• вечера семейных чтений;

• создание собственной домашней библиотеки;

• запись ребёнка в общественную библиотеку;

• подписка на периодические издания;

• традиция сохранять полюбившиеся книги из поколения в поколение;

• совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке;

• обсуждение прочитанного.

Как превратить чтение в увлекательное занятие? Не только увлекательное, но и полезное? В этом вам поможет следующая памятка.

Читаем с удовольствием

1. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

3. Перелистайте книгу, рассматривая иллюстрации.

4. Определите примерное содержание книги.

5. Читайте книгу постепенно, по страницам и главам.

6. Читайте правильно и выразительно.

7. До или во время чтения выясните значение незнакомых слов.

8. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.

9. Читайте не менее 10-15 минут в день.

10. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.

11. Спросите, чем понравилась книга, что нового из неё узнал ребёнок.

12. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку.

Научившись читать, ребёнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нём занимают сказки. Сказки — первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. К. Чуковский говорил, что сказка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом, когда в нём появляется малыш. Сказка не только развлекает, поучает, но и является эффективным средством психологической помощи: даёт совет, помогает найти выход из сложной ситуации, учит правилам поведения.

Сказки использовались как средство воспитания, как способ выражения любви к ребёнку. С помощью сказок дети не только получали знания о жизни, представления о том, что хорошо, а что плохо, они убеждались в том, что родители любят их. Чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, сделав её своим помощником в развитии ребёнка.

Дети, закончив рисунки, становятся участниками собрания.

— Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые родители и ребята, проявить свои умения и знания


Конкурсы-задания.


Отгадай героя сказки.

Дети дарят родителям свои рисунки. Родители рассматривают их и определяют сказочных героев, в образе которых они были изображены. (Дома родители могут подумать над тем, какое качество дети больше всего в них замечают.)

Перекрёстный вопрос-ответ.

Ребёнок и родитель стоят друг к другу спиной. Учитель задаёт по очереди им вопросы, ответы друг друга отрицаются или подтверждаются.

• Любимый литературный герой.

• Какую последнюю книгу прочитал ребёнок (родитель)?

• Какого цвета учебник «Литературное чтение»?

•Какой волшебный предмет хотел бы иметь?

Из какой сказки?

•Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

(К. Чуковский «Тараканище».)

• Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?!

(А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

• Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул через ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

(К. Чуковский «Мойдодыр».)

• Несёт меня лиса за тёмные леса,

За высокие горы, в глубокие норы.

Котик-братик, выручи меня!

(Кот, Петух и Лиса.)

Из какой сказки эти вещи?

•туфелька (Ш. Перро «Золушка».)

•чемоданчик (К. Чуковский «Доктор Айболит».)

•стрела («Царевна-лягушка».)

•цветик-семицветик Сб. Катаев «Цветик-семицветик».)

•сапог (Ш. Перро «Кот в сапогах».)

• невод с рыбкой (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)

• корзинка с пирожками («Маша и медведь».)

                       

Инсценирование сказки.

Организуются команды из родителей и детей. Из мешка с предметами, относящимися к волшебным, бытовым и сказкам о животных, дети вынимают атрибуты сказок, отрывки из которых затем инсценируют.

Дискуссия для родителей(дети в это время «улетают на ковре-самолёте к волшебному колодцу», где их встречают «старушки-веселушки», делят их на команды «Добры молодцы» и «Красны девицы» и играют в подвижные игры).

·        Нужно ли читать вслух десятилетнему ребёнку?

·        Как помочь плохо читающему ребёнку поверить в себя?

·        Что даёт традиция из поколения в поколение передавать книги?

Подведение итогов собрания.

Дети возвращаются в класс. Учитель обращается с заключительным словом.

— Вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы. Пусть для каждого чтение станем любимым занятием. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.

Родители дарят детям заранее купленные книги.

Родительское собрание: дискуссионный клуб
«Как развивать читательский интерес младших школьников»



Цели: познакомить родителей с приёмами воспитания у детей любви к чтению, развития у них читательского интереса; способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами школы.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Участники: классный руководитель, родители, школьный библиотекарь, школьный психолог, мама пятиклассника.

Подготовительная работа:

1. Предварительное анкетирование учащихся

•Как ты считаешь, может ли человек жить без книг

•Нравится ли тебе читать книги?

•Какие книги ты читаешь с удовольствием?

•Нравится ли тебе получать книги в подарок?

•Какую книгу ты теперь читаешь?

•Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?

•У вас дома много книг

•Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

2. Подготовка памятки для родителей по развитию читательских умений детей.

• Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

• Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

• Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневно общаться с книгой.

• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

• Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

• Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

• Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил текст.

• Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

• Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

• Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

3.Оформление, оборудование, инвентарь.

• Запись на доске темы собрания, высказываний известных людей по теме собрания:

«... можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, — невоспитанный человек и нравственный невежда» (В. А. Сухомлинский).

«Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла» (А. И. Герцен).

«Всё, что я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге» ( Ричард Бах)

   • Выставка детских книг из школьной библиотеки.

• Выставка рисунков родителей «Мои любимые сказки».

• Пословицы, ситуации для обсуждения, читательский дневник выпускника начальной школы, вопрос для игры «Счастливый случай».

Ход собрания


Организационная часть.

Звучит запись песни «Азбука» в исполнении детей класса. Родители подходят к классной библиотечке, изучают читательские интересы своих детей, рассматривают рисунки и книги, рекомендуемые для чтения.

Вступительное слово классного руководителя.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек всё равно не может обойтись без чтения. Она является источником получения не только информации, но и удовольствия. Педагоги и психологи констатируют, что дети, научившиеся читать в начальной школе, должны дальше совершенствовать этот навык, однако к VII—VI11 классу они читают всё хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята, медленно прочитывающие условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. По причине бедного лексического запаса многие термины и понятия им просто непонятны.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируются в семье. Об этом мы сегодня и будем говорить.

Анализ результатов анкетирования учащихся.

Учитель представляет родителям подробный анализ анкетирования детей, выделяя проблемы, которые необходимо обсудить на собрании.

Сообщение школьного психолога.

Ребёнок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если после чтения он сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление. Можно делать и другие пометки о прочитанных книгах в особой тетради.

Поговорим о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребёнка в самом ходе обсуждения прочитанного.

Подумайте над содержанием произведения. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами, и, если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребёнка, чтобы он вынес из текста одну-единственную «мораль». Может быть, ребёнок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, — не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришёл самостоятельно. Однако пусть ребёнок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий.

Помните при этом, что подлинное понимание — процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребёнка радости «сотворчества».

Если же вы видите, что ваш ребёнок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, помогите ему проявить воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребёнок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности.

Как же «экспериментировать» с текстом? Предложите ребёнку поиграть в игру «А если...». Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое-либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребёнок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесённые вами изменения. Вы же, в свою очередь, указываете ребёнку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит его слишком далеко от исходного сюжета.

Вот, например, вы обсуждаете с ребёнком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:

— А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?

— Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет её краски трогать.

— А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алёшу бросалась. Могла бы она его сразу простить? и т.д.

«Экспериментируя» с содержанием текста, ребёнок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Всё это формирует у детей новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления. Дети очень любят сказки. Особенно нравятся им сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств: не надо спешить утешать ребёнка, если он из жалости к кому-то из героев расплакался. Некоторые родители, утешая ребёнка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжке написано, а в жизни не так, что не следует по этому поводу расстраиваться. Так сами родители подрывают веру ребёнка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители начинают удивляться, как могло случиться, что ребёнок вырос бесчувственным, равнодушным ко всему.

Выступление школьного библиотекаря.

Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Она должна включать любимые книг (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники) и литературу, помогающую в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярную литературу, периодические издания и др.

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет прежде всего детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов и др. Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы — книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирёва, В. Бианки и др. Сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Моя первая энциклопедия» и др.

Ребёнка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг он может выбрать всё, что ему нравится. При первом посещении библиотеки родители могут рассказать, кто в ней работает, как расположены книги, где находится периодика, как заниматься в читальном зале и т.д.. На примере общественной библиотеки ребёнку можно показать, как следует располагать книги в собственной библиотеке (по тематике, по жанрам, по авторам), делать библиографические карточки с выходными данными. Если семья выписывает периодические издания, которые со временем выбрасываются, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте. Очень важно воспитывать у ребёнка бережное отношение к книге, аккуратность. Научите его следить за порядком в своём книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребёнка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге: оно дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже читающий ребёнок ещё долго нуждается в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Знакомство родителей с выставкой детской литературы.

Родителям предлагается ознакомиться с книгами, которые желательно иметь в домашней библиотеке.


Работа в группах.

Игра «Счастливый случай».

С книгой жить — век не тужить.

Книга — твой друг, без неё как без рук.

Прочёл хорошую книгу — встретился с другом.

Учитель предлагает родителям листы с пословицами. Каждый лист разрезается по количеству человек в одной микрогруппе, части перемешиваются в коробке. Родители вытягивают разрезанные части, собирают из них пословицы, организовывая, таким образом, команды.

1 -й гейм «Ты — мне, я — тебе».

Первая команда читает пословицу — вторая объясняет её смысл, затем вторая читает свою пословицу - третья объясняет, третья читает— первая команда объясняет.

Жюри (психолог, библиотекарь, учитель) оценивает результаты.

2-й гейм «Заморочки из бочки».

Каждая команда вытягивает бочонки с номерами ситуаций, предложенных для обсуждения.

Ситуация 1. Мать рассказывает, что, укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждёт этой минуты.

·     Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?

·     Чем руководствуется мама, читая дочке вслух?

·      Что даёт такая традиция?

Ситуация 2.

— Вы Машу не спрашивайте по чтению, — хорошо мне заявили малознакомые второклассники. — Она нас не умеет читать. Да, не умею, — убеждённо подтвердила Маша. Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я всё равно никак не научусь.

·     Вчём причина Машиного «неумения» читать?

·     Как бороться с внушённым неумением?

·     Как помочь ребёнку поверить в себя?

Ситуация 3. В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Серёже — в первый день учения. Пусть оно будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке — в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются поколения в поколение.

·     Считаете ли вы, что детям надо дарить книги?

·      Нужно ли их обязательно подписывать?

·     Что даёт такая традиция?

 Жюри оценивает ответы команд.


3-й гейм «Тёмная лошадка».

«Тёмная лошадка» — мама пятиклассника сообщает:

— В. А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» писал, что беглое нормальное чтение — это чтение 150-300 слов в минуту. В. Н. Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставлял успеваемость учащихся 4-8 классов со скоростью чтения этих же учащихся в III классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу III класса в среднем 150 слов в минуту, хорошистом — 120 слов в минуту, троечником — 80—90 слов в минуту. Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Внимание, вопрос! Как добиться высокого показателя скорости чтения? Обсуждение, ответы каждой команды. «Тёмная лошадка» даёт рекомендации согласно В. Н. Зайцеву:

·                   Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один приём.

·                    Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, а в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

·           Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, такая нелюбовь означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме же щадящего чтения ребёнок читает 1 -2 строчки и после этого получает краткий отдых. Получается, как будто он просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадр — опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот приём вполне подходит для тех детей, которые читают неохотно.

·            Для того чтобы ребёнок наглядно видел свой «рост» в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и лёгким текстом. Пусть ребёнок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за это время. К своему «росту по чтению» ребёнок будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста, например, на дверном косяке. «Тёмная лошадка» определяет, какая из команд была ближе всего к правильному ответу. Оценивает. После
этого показывает читательский дневник своего ребёнка, отвечает на вопросы родителей по теме собрания.

4-й гейм «Гонка за лидером».

Каждой команде даётся по десять вопросов, на которые следует ответить за короткое время. Все ответы начинаются с буквы в.

Вопросы для первой команды

1.   Река, в древности называвшаяся Ра, в средние века — Итиль. (Волга.)

2.     Безвоздушное пространство. (Вакуум.)

3.     Официальное посещение. (Визит.)

4.     Народное собрание в древней и средневековой Руси. (Вече.)

5.     Имя популярного французского писателя, автора романа «Отверженные». (Виктор.)

6.     Марка шведских автомобилей и автобусов. («Вольво».)

7.Княгиня, дочь генерала Раевского. (Волконская.)

8.     Высокоодарённый ребёнок. (Вундеркинд.)

9.     Древнескандинавский морской разбойник. (Викинг.)

1Начало многих сказок. (В некотором царстве...)


Вопросы для второй команды

1.   Знаки Зодиака. (Весы, Водолей.)

2.   Автор сказки «Волшебник Изумрудного города». (Волков.)

3.     Дерево рода ива. (Верба.)

4.     Русский крейсер. («Варяг».)

5.     Высокая земляная насыпь. (Вал.)

6.     Рыба семейства карповых. (Вобла.)

7.Род парнокопытных животных. (Верблюд.)

8.     Актёр, сыгравший Бормана в «Семнадцати мгновениях весны», автор многих песен. (Визбор.)

9.     Остров на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. (Врангеля.)

Печально знаменитая ночь 24 августа 1572 года в Париже. (Варфоломеевская ночь.)

Вопросы для третьей команды

1.Планета. (Венера.)

2.Жилище индейцев Северной Америки. (Вигвам.)

3.   Название вооруженных сил гитлеровской Германии. (Вермахт.)

4.   Французский писатель-фантаст. (Верн.)

5.     Персонаж русских народных волшебных сказок. (Василиса Премудрая.)

6.     Итальянский композитор, дирижёр, скрипач. (Вивальди.)

7.     Свободная должность, свободное место в учреждении. (Вакансия.)

8.   Видоизменение музыкальной темы. (Вариация.)

9.   Весь существующий материальный мир. (Вселенная.)

1Город, в котором родился художник М. Шагал. (Витебск.)

Подведение итогов игры.

Жюри подводит итоги. Родителям из команды-победительницы вручаются призы — детские книги для домашней библиотеки. Всем родителям вручаются памятки-рекомендации по развитию читательского интереса у детей.


47а
 

Электронные ресурсы 
 
link1
 
link2
 
link3
 
link4
 
link5
 
link6
 
link7