baner

шестой

Журнал

За безопасность вместе

bezopasnost2017

god nauki

 

Интернет ресурсы

2
6
psu.by
ispolkom
ngmk
itnota
4
novedu.by
ngpk
abiturient.by
152

 2017 год - Год науки

smАлександр Лукашенко 23 декабря 2016г. подписал указ № 481 «Об объявлении 2017 года Годом науки».

Документ направлен на повышение роли науки в социально - экономическом развитии Беларуси. Данное решение будет способствовать:

    Ø  активному использованию научных достижений в реализации важнейших задач развития страны;

    Ø  созданию благоприятных условий для сохранения и развития научного потенциала;

Ø  формированию международного имиджа Беларуси как страны с высоким уровнем интеллектуального и человеческого капитала.

Правительству совместно с Национальной академией наук, облисполкомами, Минским горисполкомом предстоит разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2017 году Года науки. В плане будут отражены взаимодействие науки с социальной сферой и отраслями экономики, инновационная деятельность, международное научно - техническое сотрудничество.

Кроме того, реализация плана создаст условия для развития отечественных научных школ, вузовской и отраслевой науки и будет способствовать приумножению научного потенциала Беларуси, поддержке творчески мыслящих молодых ученых и специалистов, их патриотического воспитания.


 1982016 год – Год культуры

 Президент  Республики Беларусь  Александр Григорьевич Лукашенко 28 декабря подписал  Указ № 522 «Об объявлении 2016 года Годом культуры.

 Указ был подписан   в целях объединения интеллектуальных и духовных сил общества для  решения задач социально-экономического развития страны, сохранения историко-  культурного наследия, развития народных традиций, воспитания у граждан любви к Отечеству, а также поддержки творческих инициатив. Но главный акцент в 2016 будет направлен на поддержку и развитие  художественной культуры.

Следующий год будет пропитан  атмосферой искусства. В стране пройдут международные фестивали, концерты, творческие форумы. Благодаря госпрограмме "Культура" будет оказана поддержка профессиональному искусству, охране памятников. За 2016 год планируется завершить реставрацию киностудии "Беларусьфильм", художественного квартала в Минске. Соответственно появятся новые фильмы и творческие проекты. Своеобразный старт Году культуры будет дан в январе во время музыкальных вечеров в Бресте.

Год культуры ознаменуется значимыми датами в календаре. 25 лет "Славянскому базару", 75 лет со дня рождения Владимира Мулявина, торжественно отметят и юбилеи Ивана Шамякина, Кондрата Крапивы и Максима Богдановича.


 2015 год в Беларуси - Год молодёжи

Годом молодежи объявлен 2015 год в Беларуси. Соответствующий Указ Президент Беларуси подписал 16 октября.

Документ принят в целях развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в Беларуси, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых граждан.

Правительству поручено совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2015 году Года молодежи.

На начало 2014 года количество молодежи в возрасте от 14 лет до 31 года в Беларуси составляло 2,185 млн человек, или 23,08% общей численности населения страны.

Решение проблем, волнующих молодежь, является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития страны.

Объявление 2015 года Годом молодежи привлечет дополнительное внимание органов государственного управления, широкой общественности к вопросам реализации основных направлений государственной молодежной политики в Беларуси.

В Беларуси количество молодежи в возрасте от 14 до 31 года составляет почти 2,4 млн. человек, или более 25% от общего количества населения.

Удельный вес трудоспособной молодежи в общей численности трудоспособного населения республики - 36%.

Значительная часть молодежи - учащиеся и студенты. На 1000 молодых граждан в настоящее время приходится 169 человек с высшим образованием и 245 - со средним специальным.

Молодежь принимает активное участие в общественной жизни. В стране зарегистрировано 248 молодежных общественных объединений, в том числе 29 детских, а также 3 союза (ассоциации) общественных объединений молодежной направленности.


2014 - Год гостеприимства!

Годом гостеприимства объявлен 2014 год в Белоруссии.  Соответствующий указ накануне новогодних праздников подписал президент Белоруссии Александр Лукашенко.

"Объявление Года гостеприимства будет способствовать организации на высоком уровне приема иностранных гостей, которые прибудут на празднование 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и чемпионат мира по хоккею", — говорится в сообщении президента.

Это будет способствовать  развитию туризма, созданию современной туристической инфраструктуры, учитывающей географическое положение, природные, исторические и культурные богатства Беларуси, воспитанию у граждан патриотической гордости и уважения к Отечеству.  В рамках задачи реализации туристического потенциала Республики Беларусь поставлена подзадача — развитие экологического туризма. Планируется принять постановления, направленные на открытие новых экомаршрутов и подготовку экологических троп согласно международным стандартам.

Правительство получило от Александра Лукашенко поручение взаимодействовать с местными властями с целью разработки общереспубликанской программы мероприятий по проведению Года гостеприимства.


Об объявлении 2013 года Годом бережливости

2013 год в Беларуси объявлен ГОДОМ БЕРЕЖЛИВОСТИ. Соответствующий указ № 537 глава государства Александр Лукашенко подписал 29 ноября, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

"Год бережливости станет логическим продолжением реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года  № 3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства" в современных условиях", - отметили в пресс-службе.

Правительством будет утвержден республиканский план мероприятий по проведению в 2013 году Года бережливости, а республиканскими органами государственного управления, облисполкомами, Минским горисполкомом - соответствующие отраслевые и региональные планы.

Проведение Года бережливости будет способствовать решению задач совершенствования организации производства, повышения производительности труда, качества продукции и услуг за счет оптимизации расходов, рационального использования ресурсов, исключения всякого рода необоснованных потерь, в первую очередь путем модернизации производства, внедрения новых технологий, техники и способов хозяйствования. Мероприятия этого года также направлены на воспитание у каждого чувства хозяйственности, стимулирование экономии и бережливости как на своих рабочих местах, так и в повседневной жизни.

Указ Президента Республики Беларусь №537 от 29 ноября 2012 г.

Об объявлении 2013 года Годом бережливости

    В целях обеспечения максимально эффективного и рационального использования природных, топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов, совершенствования системы организации производства за счет оптимизации затрат, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, соблюдения гражданами принципов экономии и бережливости, воспитания у них хозяйственности  п о с т а н о в л я ю:

1. Объявить в Республике Беларусь 2013 год Годом бережливости.

2. Совету Министров Республики Беларусь утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2013 году Года бережливости, обеспечить координацию деятельности государственных органов, других организаций по его выполнению и принять иные меры по реализации настоящего Указа.

3. Республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому утвердить отраслевые и региональные планы мероприятий по проведению в 2013 году Года бережливости.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.


АЗБУКА БЕРЕЖЛИВЫХ

Цели: расширить знания о том, как энергия и вода поступают к нам в дом; дать понятие о солнечной энергии; сформировать бережное отношение к природным богатствам страны; воспитывать чувства рачительного хозяина.

Ход урока

I. Вступительное слово

— Сегодня мы с вами проведем не совсем обычное занятие — экономическое. Что значит быть экономным?

Подберите синонимы к слову «экономный».

(На доске написать слова: экономный, бережливый, рачительный хозяин. Последнее слово закрыто карточкой.)

Какое слово спряталось за этой карточкой, мы узнаем позже.

В процессе учебы мы много говорили о бережном отношении к богатствам Родины. Сегодня обобщим, систематизируем наши знания об экономике.

II. Формирование бережного отношения к воде

Начнем мы наше необычное занятие со сказки (учитель читает сказку «Приключения капельки», которая написана учеником класса).

Понравилась вам сказка? Открою вам секрет: она написана... .

Пришло время и нам задуматься о том, как жить сегодня, чтобы завтрашний день был чистым, светлым и радостным.

В каждом доме есть водопроводный кран. Стоит нам его повернуть, как польется чистая, прозрачная вода. Мы привыкли к ней настолько, что даже не замечаем ее, не задумываемся, что произойдет, если вдруг воды не станет. О воде написано много песен, стихов.

(На доске.)

Вода - краса природы.

С. Аксаков

Трудно с этим спорить. Наша страна богата водоемами: реками, озерами. И это делает ее прекрасной. Большие скопления воды имеются в недрах земли. Целые реки и озера скрыты от нашего взора под пластом земли. Вода — это одна из основ жизни на Земле. Это драгоценный дар природы людям. Без воды нет жизни. Всё живое погибает без воды. Вода нужна всем.

Назовите, кто и что не сможет существовать без воды.

(На доске.)

Человек, цветок, дерево, рыба, птица, зверь.

Вопрос Почемучки: «Почему жизнь возможна только там, где есть вода?»

— Без пищи человек может продержаться около 40 дней, без воды — не больше 4 суток, потому что наш организм на 70 % состоит из воды. Человек расходует воду, и запас ее нужно всё время пополнять.

Мы забыли полить комнатный цветок, и он завял, сник, потому что его корни не получили живительной влаги.

Кроме человека, животных и растений, много воды потребляют промышленные предприятия. В воде нуждается сельское хозяйство.

Капля воды... Она и впрямь маленькая — обыкновенная капля воды (показать каплю пипеткой).

Пожалуй, не стоило бы говорить.

Только ведь капля за каплей — чашка, чашка за чашкой — ведро, ведро за ведром — ручей... И потекла-побежала уже целая река.

(На доске.)

Падающие капли в кувшин за 1 ч. образуют литр, за 3 ч. — 3 литра, за 8 ч. — ведро и т.д.

А задумывались ли вы, ребята, о том, что запасы воды на Земле не бесконечны, они истощаются.

Сегодня около 60 % питьевой воды извлекается в Беларуси из подземных источников. А это приводит к постепенному осушению земли. Чем это опасно? Что за этим может последовать? (Гибель лесов, всего живого на Земле.)

Вот мы и пришли к выводу: воду нужно беречь, она является источником жизни на Земле.

Давайте решим задачу.

Житель г. Минска в среднем расходует за сутки 180 л. воды. Сколько литров воды расходует твоя семья за сутки? за неделю?

Вы — будущие хозяева Земли. Предложите способы экономии употребления воды. (Высказывания ребят.)

(На доске: плакаты, подписи под ними закрыты.)

Кто поступает правильно? Почему?

Уменьшить потребление воды можно за счет:

•      более разумного ее использования;

•      установки простейшего водосберегающего оборудования;

•      своевременного ремонта протекающих кранов и другой сантехники.

Фронтальная работа по группам

  • 1-я группа — провести электроэнергию;
  • 2-я группа — нарисовать свою комнату, отметить все лампочки.

Итог работы

1-я группа. Электричество проходит долгий путь в наши дома. Мы должны помнить,что производство электроэнергии ведет к загрязнению природы, и экономное использование энергии поможет уберечь нам природу.

2-я группа. Сколько светильников в твоей комнате? Как ты их используешь?

— Вы часто слышите слова «электроэнергия», «энергия». Что же они означают?

(На доске.)

Энергия (греч.) — деятельность.

Основным источником энергии всей современной техники является энергия солнечных лучей.

Миллионы лет тому назад остатки растений оседали на дно водоемов, накапливались там толстым слоем, превращаясь в нефть, газ, торф и уголь. Они представляют собой запасы «законсервированной» лучистой энергии солнца.

Потребление электроэнергии в мире ежегодно увеличивается. Когда-то запасы таких источников энергии, как уголь, нефть и газ, на земле считались неисчерпаемыми. Сегодня же достоверно известно, что они исчерпаемы.

Для того чтобы более разумно использовать топливо, экономить энергию, есть много путей. Наука не стоит на месте, она движется вперед. И вот у обычной лампочки появилась подружка — люминесцентная лампочка. Назовем ее Люми. Что же это за лампочка, чем она знаменита? (Люминесцентная лампочка является энергосберегающей. Он обеспечивает такое же количество света как и обычная лампочка накаливания, потребляя при этом на 70 — 80 % энергии меньше.) А поскольку эта лампочка меньше потребляет электроэнергии, она менее отрицательно влияет на природу.

У кого дома уже есть такие лампочки?

Когда придете домой, расскажите об этой чудесной лампочке, мама с папой заинтересуются, и в вашем доме тоже появится Люми.

Какие мероприятия по экономному расходованию электроэнергии вы можете предложить?

Работа с картинками.Кто поступает правильно? (Учитель показывает картинку. Если действующее лицо па картинке поступает правильно, ребята хлопают в ладоши.)

Загадка Почемучки. Представьте себе, что вы попали в пустыню. Три дня подряд вы ничего не ели, не пили, не спали. А на четвертый день вы попали в оазис, где можно пить, есть и спать. Что вы сделаете в первую очередь?

Почему нужно беречь воду?

III. Формирование бережного отношения к электроэнергии

— Мы продолжаем наше путешествие в Страну экономии. Познакомьтесь с еще одной гостьей нашего занятия.

Привела солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало дома весело.

Это обычная лампочка накаливания. Вы ее, хорошо знаете и часто видите. Мы назовем ее Наки. Для нас эти лампочки привычны и знакомы с детства.

А ведь сотни тысяч лет назад для первобытного человека источниками света были только солнце, луна и звезды. Позже, увидев огонь лесных пожаров, человек начал «приручать» его. Но прошли еще тысячи лет, прежде чем удалось заставить огонь освещать жилище.

Древнейшие светильники — это каменные плошки с жиром, где плавал фитиль. Долго служили они людям, высвечивая тусклым светом один угол, оставляя всё остальное во мраке. Жгли еще лучину, отколотую от полена. Она быстро сгорала, то и дело приходилось заменять ее новой. А уж копоти от нее! С наступлением темноты всё замирало. Улицы городов были пустынны. Два века назад научились делать свечи (сальные, стеариновые, парафиновые). Конечно, свеча лучше, чем лучина или плошка. Но как же она могла осветить большие помещения? (Использовали подсвечники на 30, 100 свечей.) Постепенно свечу стали вытеснять соперники: керосиновая лампа, газовый фонарь.

Но однажды случилось чудо: в один из ненастных дней на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнули «шаровые молнии», ослепляя остолбеневших прохожих. Это было в Петербурге в 1873 г. Изобрел это чудо русский инженер Александр Ладыгин.

Как часто в прошлом жизнь человека зависела от неверного света и как надежно теперь мощное сияние электрических огней! Построены электростанции, в каждом доме сияют красивые люстры.

И.Л.Кузьменок

Приложение

"Берегите воду"

Встану утром рано —

Воды нету в кране.

Не умыться, не попить,

и здоровью навредить!

Папа моет посуду, мама — стирает,

Моя сестра лицо умывает.

Папа посуду помоет —

кран до конца не закроет.

Мама постирает —

кран слезки проливает.

А сестра — молодец,

Кран закрыла, наконец!

Будьте как моя сестра —

кран закройте до конца!

Ира Сухова

Капает вода из крана...
Хорошо ли это, право?
Тот, кто воду бережет,
Тот компотик всегда пьет.

Кто ее беречь не хочет,
Скоро ротик не намочит!

* * *

Ток бежит по проводам —

Много будет света.

Зря полить его не дам,

Без света жизни нету!

Девиз: Беречь всегда, беречь везде,
Беречь на суше и в воде.
Чем больше света сбережем,
Тем лучше все мы заживем!
Чем меньше льется зря вода,
Тем краше будет вся земля!!!

Даша Зимина

Уроки экономии

В одном доме жила семья. Эта семья не заботилась об экономии электроэнергии и воды. Мама забывала вынуть вилку из розетки после работы с феном, папа не выключал свет, а дедушка не закрывал кран. Сын у родителей был маленький и ничего не понимал, а перенимал вредные привычки от взрослых. Наконец, мальчик пошел в первый класс. В школе проходили уроки экономии, и мальчик начал задумываться, почему у него дома не живут по таким правилам.

И вот дома он начал за взрослыми выключать свет, отключать электроприборы и закручивать краны. Благодаря усилиям сына родители перестали тратить много денег на электричество и воду.

Экономьте! И у ваших родителей останется больше денег для покупки билетов в театр, цирк, экскурсии, различных поездок развлечений.

Приключения капельки

Жила-была капелька. Упадет она на землю, и оживают дерево и цветок. Капает дождик, и всё просыпается. Но вот однажды на каплю надвинулась черная туча от соседнего завода и пролила черный дождь. Прозрачная капелька смешалась с темной водой и пропала.

Конечно, на свете еще осталась не одна чистая капля, но их становится всё меньше и меньше. Сегодня мы еще можем радоваться чистому дождику и наблюдать, как отражается солнышко в капле воды. Но если человек не будет задумываться о завтрашнем дне природы, будет ли жить чистая капелька?


НЕ СПЕШИТЕ ВЫБРАСЫВАТЬ МУСОР

Сценарий внеклассного занятия

Цели: формирование знаний, умений и навыков классификации бытовых отходов; способствовать пониманию учащимися и их родителями необходимости сокращения бытовых отходов в домашнем хозяйстве; воспитание бережного отношения к материальным ценностям, созданным трудом человека.

Задачи: рассмотреть основные виды бытовых отходов (домашнего мусора); с помощью учащихся дать определение понятиям «отходы», «биораспад», «переработка», «утилизация», «сортировка»; определить основные направления в классификации мусора; с помощью учащихся предложить способыи наметить пути сокращения количества мусора (бытовых отходов) в домашнем хозяйстве.

Вспомогательные материалы: рабочие карточки для каждого участника занятия; самоклеящаяся бумага трех цветов (зеленого, оранжевого, белого); карточки для деления учащихся на группы (приложение № 1); визитки для определения основного вида бытовых отходов, с которым работает группа (МАКУЛАТУРА — цвет голубой, МЕТАЛЛ — красный цвет, ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — желтый цвет, СТЕКЛО — зеленый цвет, ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ — оранжевый цвет); 5 комплектов карточек с примерами различных видов мусора для последующей их классификации (приложение № 2); 25 рабочих карточек; цветные карандаши или фломастеры.

Методы и формы работы: беседа, работа в группах, самостоятельная работа по заполнению карточек.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Ход занятия

Приветствие учащихся, краткое введениев тему занятия, акцент на необходимости их классификации.

Введение. В том, что отходы жизнедеятельности человека могут навредить окружающей среде, сомнений нет. А что вы знаете об этих самых отходах и способах их переработки? Прежде всего, отходы делят на твердые, жидкие и газообразные. Это, выражаясь по-научному, их классификация по агрегатному состоянию. А по происхождению отходы можно разделить на бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, радиоактивные и т. д.

Больше всего хлопот доставляют людям радиоактивные и, как это ни странно, бытовые отходы. Почему именно бытовые, а не промышленные? Да потому что человеческие поселения, в особенности крупные города, мегаполисы, «дарят» нам огромное количество отходов. Что с ними делать? Вы каждый день видите, как машины-мусоровозы забирают мусор из контейнеров возле дома и куда-то увозят. Его увозят на свалку, находящуюся, как правило, за городом, на специально выделенной для этого территории. Но, во-первых, сколько же можно уродовать свалками новые территории? Во-вторых, свалки имеют обыкновение самовоспламеняться, и тогда в атмосферу поступает большое количество загрязняющих веществ. А в-третьих, в бытовые отходы попадают очень опасные вещества.

Во многих странах большинство твердых отходов перерабатывается на специальных заводах. Чтобы помочь разделить мусор, жителям городов предлагается выбрасывать его в разные контейнеры — для пищевых отходов, бумаги, пластика и т. п. Такой порядок сейчас существует в крупных городах Беларуси. А еще можно использовать тепло от сжигания мусора на особых установках: отличный способ для выработки дополнительной электроэнергии и горячего пара, которым можно обогревать близлежащие дома. Выходит, из отходов можно извлекать доходы! А вот токсичные (ядовитые) отходы подлежат захоронению.

А теперь поговорим о самых распространенных видах мусора, или бытовых отходах.

МАКУЛАТУРА

Древесина — один из важных видов возобновляемых ресурсов. Однако требуется 25—30


лет, чтобы взамен срубленного дерева посадить и вырастить новое. Для получения 1 тонны бумаги расходуется около 17 деревьев. Этой тонны хватает в среднем на 2—4 жителя нашей планеты в год. Производство бумаги энергоемко и сопровождается выбросом загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в два раза меньше энергии. Повторное использование бумаги


уменьшает использование воды на 60 %, энергии — на 40 %. Загрязнение воздуха снижается


на 74 %, воды — на 35 %.

Макулатуру и вторичные текстильные материалы перерабатывают в бумагу, картон, ткань, технический и кровельный картон (рубероид),войлочные изделия, утепленный линолеум.

В странах ЕЭС доля макулатуры в производстве бумаги и картона возросла до 47 % (Италия), 62 % (Дания). При этом бумага используется до 4—5 раз, после чего перерабатывается в туалетную бумагу.

СТЕКЛОТАРА

Стекло получают путем сплавления речного песка (5Ю2), соды (Ыа2С03) и известняка (СаСОз). Изготовление стеклянных изделий энергоемко и поэтому лучше использовать бывшее в употреблении стекло. В странах Европы население сортирует бутылки по цвету стекла.

В 1984 г. Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, а также некоторые провинции Канады впервые ввели законы об обязательном денежном залоге для напитков в стеклянной посуде. В результате количество выбрасываемой на свалки тары уменьшилось на 75—80 %.

АЛЮМИНИЕВЫЕ БАНКИ

Алюминий относится к невозобновляемым ресурсам. Выделение алюминия из полезных ископаемых (боксита, нефелина) очень энергоемко. Энергия, затраченная на изготовление одной банки (15—20 г), равноценна энергии бензина, на котором можно проехать до 10 км. При вторичной переработке алюминия энергозатраты в 20 раз меньше.

Примерно 20 % мирового производства алюминия расходуют на изготовление банок для пива и безалкогольных напитков. В Москве потребляется около 800 тыс. банок в день. В городе регулярно работают пункты по приему алюминиевой тары (до 100 тыс. банок в день).

ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ

Пищевые отходы горожан пытались во многих местах земного шара собирать на корм скоту, но из-за хулиганства некоторой части жителей в отходы попадали стекла, банки, и идея не реализовалась. Во многих цивилизованных странах пищевые отходы вместе с мелкими бумажками и другими органическими отходами подвергают компостированию.

В последние годы для ускорения процесса переработки органических отходов всё чаще используют калифорнийских червей. В результате получают ценное органическое удобрение -биогумус. В отличие от навоза, биогумус лишен солей тяжелых металлов, ядов, семян сорняков. Компост и биогумус используются в городском озеленении. В Брянской области на биогумусе выращивают ряд ценнейших лекарственных растений (женьшень, элеутерококк, лимонник и др.). Компостирование бытовых отходов позволяет также уменьшить загрязнение среды на свалках.

ПЛАСТМАССЫ

Особое место среди отходов занимают пластмассы и синтетические материалы. Они не подвергаются процессам биологического разложения, медленно окисляются и разрушаются под действием солнечных лучей. Время полного разложения — несколько сотен лет. Пластмассы наносят ущерб природе, препятствуют газообмену в почвах и водоемах, выделяют токсические для многих организмов вещества. Крупные изделия могут быть проглочены животными, что приводит к их гибели.

При горении свалок эти материалы выделяют многочисленные токсиканты, например диоксины.

В начале 1990 г. в мире производилось около100 млн тонн пластмасс. Средняя европейская семья из четырех человек выбрасывает за год около 40 кг пластических материалов (7—10 % от всего мусора), в отходах жителей США и Японии доля пластмасс возрастает до 10—15 %. Только в Москве накапливается за год 16 тыс. тонн пластмасс,которые необходимо утилизировать.

Следует различать:

• Пластмассы, не содержащие хлор. К ним относятся пленка для парников (полиэтилен), пористые обувные подметки и поролон (полиуретан), пластмассовые бутылки (полиэтилентерефталат), пенопласт и одноразовая посуда (полистирол), оргстекло, синтетические ткани и др.

• Хлорсодержащие пластмассы — полихлорвинил, хлоропрен, которые используются для непрозрачных тетрадных обложек, изоляции проводов, игрушек.

• Пластмассы неизвестного состава — флаконы для моющих средств, шампуней, косметики.

Главный признак, который позволяет отличать полимеры, не содержащие хлор, от полимеров, его содержащие, — это то, что они при аккуратном нагревании плавятся.

Способ использования в больших масштабах пластмасс, не содержащих хлор, — переработка в крошку и изготовление стройматериалов, труб, поручней, дверных и оконных рам, дорожных покрытий, а также тарных ящиков. Бутылки из полиэтилентерефталата могут идти на изготовление новых бутылок. В 1990 г. США перерабатывало 9 % пластиковых бутылок, в 1995 г. — 25 %. В настоящее время — 100 %. Способа вторичного использования (в больших масштабах) хлорсодержащих полимеров и полимеров неизвестного состава пока не существует (из-за технологических трудностей).

Обратить внимание на то, что последние два вида полимеров нельзя сжигать из-за образованияопасных отходов, в том числе — диоксинов!!!

2. Упражнение «Мой дом и бытовые отходы». Каждый ученик получает рабочую карточку и самостоятельно выполняет задание № 1. Отдельные учащиеся презентуют полученные результаты.

РАБОЧАЯ КАРТОЧКА «НЕ СПЕШИТЕ ВЫБРАСЫВАТЬ МУСОР»

Задание 1. «Мой дом и бытовые отходы в нем». В таблице представлены способы обращения с отходами. Поместите наклейку с соответствующим цветом на каждом поле таблицы: ВСЕГДА, КОГДА ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ - наклейка зеленого цвета, ПО-РАЗНОМУ БЫВАЕТ — наклейка оранжевого цвета, НИКОГДА ТАК НЕ ПОСТУПАЮ — наклейка белого цвета.

Таблица

Для покупок используются сумки из материи или плетеные корзины из лозы

Сумки полиэтиленовые (пластмассовые), используемые многократно

Все отходы классифицируются

Избегать приобретения изделий из искусственных материалов

Напитки покупаются в одноразовой упаковке

Соки и напитки покупаются только в стеклянных упаковках

Редко используются одноразовые предметы (например, одноразовый стаканчик, вилка и т. д.)

Ненужные вещи передаются людям, которым они будут нужны

Отходы прессуются

Используется повторно письменная бумага для записей

Используются имеющиеся конверты больше одного раза

Используется бумага из вторичного сырья

Во время экскурсии собирается мусор, чтобы потом его переработать для повторного использования

Используются предметы, годные к повторному потреблению

Читаем один журнал вместе с друзьями

Овощи и фрукты покупаются свободно — «на вес», т. е. без упаковки

Задание 2. «Классификация отходов». В соответствующую колонку впишите примеры отходов:

Стекло

Макулатура

Искусственные материалы

Металлолом

Органические отходы

Другие

Задание № 3. «Важные понятия». Напишите, на чем основаны эти процессы:

Биораспад —
Утилизация —
Переработка —

Задание № 4. «Как можно снизить количество бытовых отходов (мусора) в своем доме?»

I. Стараюсь избегать образования бытовых отходов в доме.____________________

II. Покупаю продукцию многократного использования.

III. Использую продукцию, требующую повторной переработки (рециклинга).

3. «Я перерабатываю...». Деление участников занятий на 5 групп (каждый ученик голосует с помощью карточки. Приложение № 1).

На карточках помещены названия нескольких видов бытовых отходов: МАКУЛАТУРА, СТЕКЛО, ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, МЕТАЛЛ, ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ. Сформировавшиеся группы садятся за столики. На листе формата А4 (приложение № 1А) участники команд заштриховывают часть круга.

4.   Упражнение «Классификация отходов».

Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны примеры бытовых отходов (приложение № 2).
Задание для группы:

•      классифицировать мусор (макулатура, стекло, искусственные материалы, металл, органические отходы и другие виды отходов);

•      разложить карточки на соответствующих столиках; представители групп читают всем участникам карточки, которые попали на их столик; после выполнения задания каждый участник занятия выполняет задание № 2 в рабочей карточке.

5. Подведение итогов. Размещение на доске примеров отходов, которые не зафиксированы на карточах.

6.  Краткая беседа на тему «Биораспад и утилизация отходов», выполнение задания № 3 в рабочей карточке (приложение № 3).

7. Конкурс «Рекламная пауза». Каждой команде предлагается придумать рекламу на тему «Не спешите выбрасывать мусор!». По итогам просмотра выбирается лучшая реклама.

5. Упражнение «Как сократить количество отходов в доме?». Участники занятия в группах называют варианты, как избежать отходов, способы их многократного использования, а также способы повторной переработки; ответы записываются на доску (подводятся итоги и выбирается лучший вариант ответа), затем каждый участник выполняет задание № 4 в рабочей карточке (приложение № 4).

9. Домашнее задание: ученики демонстрируют поделки из «мусора» (пластиковые бутылки,бумага, целлофан и т. д.)

10.    Конкурс «Аукцион полезных советов».

Участникам предлагается какой-нибудь материал или предмет, с помощью которого они должны придумать как можно больше вариантов его использования.

11.   Подведение итогов проводится в виде кратких высказываний участников занятия. Награждение победителей.


Домашнее задание: подготовить для выставки «НЕ СПЕШИТЕ ВЫБРАСЫВАТЬ МУСОР» оригинальную поделку или мини-экспозицию, придумать ей название.

Приложение №1

Карточки для формирования групп

Макулатура

Макулатура

Макулатура

Макулатура

Стекло

Стекло

Стекло

Стекло

Искусственные
материалы

Искусственные
материалы

Искусственные
материалы

Искусственные
материалы

Органические отходы

Органические отходы

Органические отходы

Органические отходы

Металл

Металл

Металл

Металл

Заштрихуйте часть круга, которую, по вашему мнению, занимают ваши отходы.

Весь круг - 100 %.

Вид бытовых отходов (мусора) ____________________________________

Какой процент от общего объема мусора занимает ваша группа отходов?_______

Классификация отходов

Приложение №2

Комплект карточек для группы № 1.

Бутылка
от напитка

Бутылка
от раститель-
ного масла

Газета

Письмо

Пластмассовый
горшок
для цветов

Батарейка

Полиэтилено-
вый пакет

Старый
водопроводный
кран

Алюминиевая
банка

Кожура
от апельсина

Кожура
от картофеля

Автомобильная
шина

Комплект карточек для группы № 2.

Стакан

Стеклянная

бутылка
от напитка

Лист
из тетради

Старая книга

Бутылка
от шампуня

Люминесцентная лампа

Столярный
угольник

Дырявый
горшок

Банка
от консервов

Осадок от чая

Кожура
от лимона

Неиспользованная краска

Комплект карточек для группы № 3.

Баночка
от джема

Стеклянная

упаковка
от косметики

Картон

Упаковка
от шоколада

Корпус
от ручки

Упаковка
от химикатов

Пластмассовая
сумка

Стальной прут

Кузов
от автомобиля

Осадок от кофе

Огрызок
от яблока

Аккумулятор

Комплект карточек для группы № 4.

Бутылка

Баночка
от майонеза

Картон

Плакат

Пластмассовая
кружка

Просроченные
лекарства

Упаковка
от маргарина

Колпачок
от бутылки

Банка
от Кока-колы

Скорлупа
от яиц

Скорлупа
от орехов

Лампочка

Комплект карточек для группы № 5.

Банка
от горчицы

Стеклянная
ваза

Бумажная
сумочка

Картон

Пластмассовая
бутылка
от напитка

Старый
холодильник

Упаковка от мороженого

Скобы от
скоросшивателя

Велосипедная
рама

Завявшие
цветы

Капустные
листья

Компьютер

Приложение № 3

Важные понятия

Биодеградация (биораспад) — это биохимическое разложение органическими соединениями живых организмов на простые химические составляющие.

Утилизация — использование или уничтожение отходов материалов, которые утратили свою ценность (например: макулатура в бумагопроизводстве, металлолом в металлургии).

Рециклинг — повторное или вторичное использование материалов, которое основано на употреблении уже готовой продукции с целью их превращения в новую (производство разных сортов бумаги из макулатуры и т. д.).

Примерные ответы к заданию


«Как сократить количество бытовых отходов в своем доме?»

I. Избегание образования бытовых отходов в доме:

1.   Использую многоразовые упаковки.

2.   Хожу за покупками со своей льняной сумкой или корзинкой.

3.  Вместо продуктов в нескольких маленьких упаковках выбираю продукт в одной большой упаковке.

4.  Экономлю бумагу (записываю с двух сторон листа).

5. Вместо одноразовых батареек использую такие, которые годятся для подзарядки.

II.  Многократное использование продукции:

1.    Покупаю продукты в упаковках, которые можно повторно использовать.

2.    Избегаю одноразовой посуды.

3.    Из органических остатков делаю компост.

4.   Если приношу домой полиэтиленовые пакеты, то использую их повторно (для мусора).

5.   Не выбрасываю вещи, которые можно кому-нибудь отдать (благотворительным организациям).

III. Повторная переработка — рециклинг:

1.    Сортирую отходы.

2.    Обращаю внимание на упаковочные знаки экологической безопасности.

3.    Проблемные отходы возвращаю производителю или складирую их в емкостях, предназначенных для этих целей.

4.    Сгибаю алюминиевые банки перед выбрасыванием.

5.    Выбрасываю пластмассовые бутылки без пробок и наклеек.


КАК ЯБЛОКО НА БЛЮДЕ

Как яблоко на блюде, у нас земля ости.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатство у будущих веков.

М.Дудин

Ведущий.

Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об экономии и бережливости. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).Правильно , слово ЭКОНОМИЯ в переводе с греческого гласит «закон дома», понимается как управление хозяйством, т. е. - это закон расчетливого, бережливого. ведения хозяйства.


Ведущий.

Скажите, ребята, что вы можете беречь? Что можете экономить?

Все правильно, и поговорим мы сейчас о бережном отношении к хлебу, воде, энергии, школьным учебникам.

1-й ребенок.

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыжим

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

2-й ребенок.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите!

Берегите хлеб родной».

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!»

М. Фрадкин


«Баллада о спасенном хлебе»

Ведущий.

В Беларуси хлеб называют «жыта» - от слова «жыць». Хлеб и есть жизнь. Именно поэтому дорогих гостей встречают хлебом-солью. Раньше хозяйка прежде, чем начать выпечку хлеба, одевала нарядную одежду, повязывала яркий платок. Рождение хлеба – это праздник.

1-й ребенок. В старину землю называли - матушкой, хлеб - батюшкой.

2-й ребенок. Хлеб - всему голова. Без хлеба нет обеда


Ведущий. Бережное отношение к хлебу нужно воспитывать с раннего детства. Иногда в школьных столовых ученики оставляют недоеденный хлеб, булочки, бросаются хлебом, а то и начинают играть в футбол. И дома дети нередко видят, как черствый хлеб родители бросают в мусорное ведро. Так делать нельзя. Ведь хлебу цены нет.

Ведущий. Ребята, как можно использовать оставшийся хлеб?

Ответы ребят.

1-й ребенок. Читает рассказ «Блокадный хлеб» (из воспоминаний участников блокады).

2-й ребенок. В хлебе - благородный труд пахаря, сеятеля, хлебопека. Беречь их труд, беречь хлеб - значит, беречь жизнь.

Ведущий. Вода! Необыкновенное чудо. Сколько нужно воды человеку? В 1890 г. горожанин расходовал в сутки 11 литров воды. В 1914 г. - уже 66 литров. На сегодняшний день - около 300 литров.

1-й ребенок. На мытье рук - 6-8 литров. Душ - 15-20 литров в минуту. Принятие ванны - 150 литров.

2-й ребенок. А еще питье, приготовление пищи, влажная уборка, полив комнатных растений.

Ведущий. Можем ли мы тратить меньше? Экономисты подсчитали, что можно экономить около ведра в день. Для экономии воды в доме нужно поставить счетчики учета воды и следить, чтобы были закрыты краны. При приготовлении чая, кофе воды в чайник наливать столько, сколько вы выпьете. Ребята, как еще можно экономить?

Слушаем ответы детей.

1-й ребенок. Капля воды... Она и впрямь маленькая. Только капля за каплей - чашка. За час, капая, собирается около 3-х литров воды. Берегите воду!


2-й ребенок.

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических огней?

А. Мицкевич

Ведущий. Представьте себе такую картину: вечером вдруг стало темно в доме, квартире, замолчал телевизор, не работает другая бытовая техника, остановился лифт. Правда, это ужасно? Энергия окружает нас повсюду, но мы так свыклись с этим, что не замечаем ее.

1-й ребенок. Запасы источников электрической энергии: угля, нефти, древесины на земле раньше казались неисчерпаемыми. Но теперь мы знаем, что их нужно беречь. Как мы можем это делать? Ответы детей.

Ведущий. Мы с вами говорим о бережливости, мы уже знаем, что нужно беречь воду, свет, тепло, электричество. А вы, ученики, какой вклад можете внести в «экономику бережливости»? За что отвечаете лично? Правильно, это учебники.

1-й ребенок. Сберечь учебники не трудно. Надо их только не рвать, не пачкать, не разрисовывать, не вырывать страницы, не делать записей.

2-й ребенок. Наши учебники яркие, нарядно оформленные. Поэтому нужно обязательно одеть их в обложку. И еще нужно всегда помнить, что после вас учебником будут пользоваться еще несколько лет другие ученики. Если необходимо, подклейте его, вытрите пятна, чтобы потом не стыдно было передать его в другие руки.

Ведущий. А теперь послушайте стихотворение, может, вы узнаете в нем себя?

1-й ребенок.

Я - книга, я - товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь.

Ой, уронил меня ты на пол,

Ай, супом ты меня заляпал.

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится.

2-й ребенок.

Опять загнул мои листы?

Опять со мной небрежен ты.

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождик грянет на беду.

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Ведущий.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшняя беседа не прошла для вас зря. Вы поняли, что очень важно беречь все, что нас окружает: природу, воду, электроэнергию, школьный инвентарь, учебники, все это легко разрушить, потерять, испортить, а вот как потом жить?

1-й ребенок.

Люди! Оглянитесь-ка вокруг,

Как природа истинно прекрасна.

Ей нужна забота ваших рук,

Чтобы красота не гасла!

А. В. Журавлева


ПРАВИЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ  ПО ЭКОНОМИИ  И  БЕРЕЖЛИВОСТИ  В  БЫТУ

Экономия тепла в быту

Что вы делаете, когда наступают холода?

а)    мы каждую осень утепляем в доме все окна и двери;

б) если в доме становиться холодно, то мы включаем несколько электрообогревателей;

в)    если в доме холодно, то мы заклеиваем окна;

г)    родители что-то делают, меня это не интересует. 

Как вы выходите из подъезда на улицу?

а)    я всегда аккуратно открываю и закрываю дверь;

б)    в нашем подъезде дверь всегда открыта настежь;

в)   обычно я вылетаю во двор пулей, дверь громко хлопает;

г)    в нашем доме дверь уже сломали. 

Что вы делаете, если батареи греют слишком сильно?

а)     мы открываем в доме все форточки;

б)     мы закрываем на батареях краны;

в)     мы закрываем батареи одеялами;

г)     батареи у нас никогда сильно не греют.

Как вы проветриваете свою комнату?

а)    перед сном и утром, когда делаю зарядку;

б)    открываю форточку, чтобы комната проветривалась постоянно;

в)    не проветриваю комнату вообще;

г)    это всегда делают мои родители.

Экономия газа в быту

Когда варишь суп...

Чтобы сэкономить газ при варке супа, лучше всего довести воду до кипения на большом огне. Вода закипает быстрее, газа расходуется меньше. Доваривать суп лучше на маленьком огне. При этом экономится газ, пена не «убегает» из кастрюли, да и суп получается вкуснее.

Когда разогреваешь кашу или картошку...

Лучше всего включить самый маленький огонь. На малом огне каша и картошка разогреваются быстрее и не подгорают. При большом огне расходуется много газа, а время разогрева пищи практически не сокращается.

Когда греешь воду на чай...

Воду для чая лучше всего греть на большом огне и набирать ее столько, сколько можно расходовать сразу. Если ты не хочешь слишком часто ставить чайник на газ, то можно нагреть сразу много воды и залить ее в термос.

Когда пища уже приготовлена...

Надо постараться освободившуюся конфорку сразу использовать для приготовления нового блюда. Если уже все готово, надо сразу выключить освободившиеся конфорки. 

Экономия воды в быту

Я надеюсь, вы все понимаете, что воду надо беречь. Лет 15 назад в городе Минске была очень чистая, приятная на вкус вода. А сейчас что? Кран откроешь – и такой запах пойдет, что хоть из ванной убегай. Кончилась чистая вода в столице. А все потому, что люди не берегут окружающую среду. Лучше бы они у нас, котов, учились. Всем известно, какие мы чистюли. А ведь воды совсем немного расходуем, языком умываемся. Конечно, я не прошу вас во всем котам подражать, но советы мои все-таки послушайте.

Когда моешь посуду...

Пускать воду нужно тонкой струйкой. Как напор ни увеличивай, быстрей не получится. Открою вам три секрета. Когда пищу готовишь, надо поменьше жир использовать. Надо так кушать, чтобы тарелка чистой оставалась. И, наконец, грязную посуду «коллекционировать» не стоит. Поел - и сразу вымыл.

Если кран плохо закрывается и капает вода...

О ремонте крана постоянно надо напоминать папе. Самому лучше кран не ремонтировать. Второкласснику рано еще этим заниматься, может авария случиться. В крайнем случае вызовите сантехника. Только помните, что кран обязательно починить надо. Из маленьких струек в большом городе целая река насобираться может. Только при этом чистая река в грязную превращается. 

Когда моешься...

Когда ты моешься, обязательно обращай внимание на напор. Так отрегулируй воду, чтобы она из душа небольшим дождиком потекла. А когда намыливаешься, то совсем воду выключай. Так ты будешь в три раза меньше воды расходовать. Это очень большое дело, хотя до нашей кошачьей экономности все равно далеко.

Если отходишь от крана...

Всегда выключай воду. Не нужно, чтобы она зря вытекала. Ведь часто так бывает, что собираешься отойти на минутку, а проходит целый час. Представляешь, сколько воды за это время может зря пропасть? А может и так случиться, что вода из раковины через верх потечет, соседей снизу зальет. То-то будет неприятностей.

Экономия электроэнергии в быту

Когда учишь уроки или читаешь...

Включать все лампочки в комнате очень расточительно, даже если учишь уроки. Электроэнергия расходуется зря и деньги лишние платить надо. При слабой лампочке под потолком уроки учить тоже плохо - зрение портится и голова болит, лучше всего к школе днем готовиться или настольной лампой пользоваться.

Когда выходишь из комнаты...

Выходя из комнаты, надо всегда свет выключать. Ничего не должно даром пропасть. 

Когда смотришь телевизор...

Когда смотришь телевизор, свет можно практически не включать. Мало пользы писать или читать что-то, когда любимая передача идет. А нелюбимую передачу и смотреть не нужно. Больше двух часов в день утелевизора сидеть очень вредно для здоровья. Посмотрел «В мире животных», и за дело надо приниматься.

Когда уходишь из дома...

Когда из дома выходишь, нужно обязательно выключить все электроприборы, кроме холодильника.А то оставишь утюг включенным - и пожар может случиться. А самое главное - не забудь потом у родителей попросить, чтобы они на сэкономленные деньги мороженое купили.